, 2 мин. на чтение

В «Маленьких женщинах» Грета Гервиг убеждает нас, что мужчины ничего не смыслят в любви и литературе

Как сделать экранизацию хорошо знакомого и любимого многими поколениями женщин романа Луизы Мэй Олкотт, при этом не изменяя его сути? Грета Гервиг придумала отличный ход — она перемонтировала весь сюжет, переструктурировав повествование. Ход работает — эта перетасовка позволяет посмотреть на знакомую историю по-новому.

Вечная актуальность романа Луизы Мэй Олкотт состоит в том, что она задолго до «Долины кукол» и «Секса в большом городе» сочинила историю о четырех девушках — сестрах Марч, каждая из которых олицетворяет определенную систему ценностей и четыре женских выбора судьбы. Джо (Сирша Ронан), Мег (Эмма Уотсон), Эми (Флоренс Пью) и Бет (Элиза Сканлен) составляют четыре четверти феминистского квадрата XIX века, который, если всмотреться, не так уж и отличается от нынешнего. Джо уезжает из родного Конкорда, штат Массачусетс, в Нью-Йорк, чтобы стать писательницей. Мег мечтает стать актрисой, но в итоге выбирает брак по любви. Эми осознает, что не станет великой художницей, и подбирает ухажера старшей сестры. Болезненная Бет совсем не интересуется мальчиками, предпочитая игру на фортепьяно.

После успеха «Леди Берд» Грета Гервиг смогла позволить замахнуться на американскую махину, экранизировать которую считали своим долгом голливудские кинематографисты почти каждого поколения. Ее «Маленькие женщины» уже седьмые по счету (две первые вообще были еще немыми), и в предыдущих играли в разных десятилетиях звезды своего времени Кэтрин Хепберн, Элизабет Тейлор и Вайнона Райдер. Но версия Гервиг отличается от них всех не только подходом к монтажу, но и тем, что снята для женщин пятой волны феминизма.

Гервиг почти в каждой сцене как будто говорит зрителям, вернее, зрительницам: «Это фильм, который вряд ли понравится мужчинам (если, конечно, они не критики. — “Москвич Mag”), это фильм, девушки, для вас и только для вас». Поэтому у Гервиг вслед за Олкотт мужчинам отводится пассивная роль, доказывающая, что в нынешнем феминизме нет ничего нового. Отец девочек (Боб Оденкерк) весь фильм пропадает на Гражданской войне и возвращается ближе к финалу, чтобы успеть сказать пару неважных слов, которые тут же забываются. Его дело — оттенить счастье женщин, которые здесь главные. Лори (Тимоти Шаламе делает здесь то же, что и всегда — преданно и трогательно смотрит в глаза), богатый наследник, сосед Марчей и ухажер Джо, получает от ворот поворот, его удел — предлагать руку и сердце и терпеливо ждать (а еще говорят, что нынешние мужчины измельчали). Муж Мег (Джеймс Нортон) обреченно отказывается от зимнего пальто, чтобы сшить платье любимой. Фред, жених Эми, вообще маячит где-то на горизонте, безликий, как сервант в гостиной. «Маленькие женщины» Гервиг смотрятся как компенсация женскому полу за десятилетия блокбастеров с мужчинами в главных ролях. Время от времени Джо разражается речью о том, что «в отличие от мужчин у женщин нет выбора, считается, что они созданы только для любви», но, судя по тому, что мелодрамы и романтические комедии (и этот фильм) смотрят в основном женщины, это лишь вопрос статистики, а не исторической несправедливости или мужского заговора.

Все же «Маленькие женщины» (в кинотеатрах с 30 января) хорошо сделаны. В них есть деликатный баланс мелодрамы и непротивного девчачьего ромкома, грусти и комедии. Джо играет по мужским правилам, соглашаясь на требование издателя (конечно, мужчины) сочинить счастливый финал, но видно, что в исторической перспективе она победит хотя бы потому, что, играя по мужским правилам, она одновременно потихоньку их подрывает. В этом смысле Гервиг сняла канонических «Маленьких женщин», но одновременно и новаторских, для зрительниц XXI века. Это очень тонкая грань, которую она ни разу не нарушила, и это говорит только о том, что успех «Леди Берд» не был случаен и перед нами зрелый профессиональный режиссер (а не режиссерка).

Фото: WDSSPR