Ярослав Забалуев

В «Миллиарде» Владимир Машков готовит ограбление банка в Москве, из которой совсем не получается Лас-Вегас

2 мин. на чтение

Банкир Матвей Левин (Владимир Машков) начал свою карьеру в 1990-е и теперь имеет дело с последствиями тех бурных времен. Как выяснилось, его лечащий врач по-тихому продавал страждущим образцы левинской спермы, наплодив олигарху без малого два десятка детей, которые жаждут как минимум знакомства с зажиточным папашей.

Матвей Федорович, впрочем, такой расклад предвидел, а потому давным-давно переписал состояние на имя своего партнера Лени (Дмитрий Астрахан). Однако Леня скоропостижно умирает в день своего 50-летия, а на похороны внезапно прибывает его дочь (Марина Петренко), пытающаяся лишить Левина капиталов. Тут-то закаленному железному человеку и приходится прибегнуть к помощи отпрысков, чтобы вскрыть собственный банк в Средиземноморье, где хранится бумажка, согласно которой он все-таки является владельцем собственного состояния.

Даже немного удивительно, что в промо-кампании фильма «Миллиард» не слишком педалируется тот факт, что это предпоследнее появление Владимира Машкова на большом экране. Осенью должен выйти еще «Герой», где актер выступает в дуэте с Александром Петровым, а дальше — перерыв, связанный с заступлением на должность худрука «Табакерки». Нынешний бородатый Машков, с увлечением рассуждающий о системе Станиславского, совсем не похож на экранного денди, напоминающего сразу нескольких героев, сыгранных Владимиром Львовичем еще в 1990-х. Чуть усталая отточенность движений, ощущение смутной опасности — Машков выдает в этой роли фактически сборник лучших хитов, от «Вора» до «Олигарха». Фильму Лунгина, вольно трактующему биографию Березовского, тут, кстати, даже передан неосознанный, вероятно, привет — в одной из сцен актер красуется в резиновой маске другого олигарха, Романа Абрамовича. Впрочем, все это, скорее всего, следствие естественного, стихийного постмодернизма, тем более что на момент съемок этот фильм отнюдь не задумывался ни как бенефис, ни как прощальная гастроль Машкова.

Режиссер Роман Прыгунов после не слишком удачных первых фильмов сделал себе имя благодаря «Духлессу» с Данилой Козловским. В этом проекте, который делался долго и кропотливо, многое сошлось — точное попадание в эпоху, молодая звезда в главной роли, модный текст (хоть и изрядно переработанный) в основе. Развить успех при помощи сиквела толком не удалось, однако репутация человека, умеющего делать бодрое жанровое кино, за Прыгуновым осталась. В случае с «Миллиардом» источники вдохновения не то что не скрываются, но подчеркиваются. Заявка на русских «Друзей Оушена» здесь крупными неоновыми буквами прописана везде начиная с постеров.

Однако проблемы у этого перспективного, в общем, замысла начались уже на стадии идеи. Во-первых, Москва не Лас-Вегас. У одного из лучших городов земли другой пульс, фальшивая позолота и слепящие огни здесь имеют другие оттенки и вызывают совсем другие эмоции. Кроме того, в российском кино сложновато набрать настолько звездную команду — Машков в качестве Клуни это еще ладно, но с Брэдом Питтом, Мэттом Дэймоном и, допустим, Джулией Робертс уже начинаются проблемы. Причем режиссер будто не замечает этого, почти сразу пуская в расход один из главных козырей — можно по-разному относиться к режиссеру Астрахану, но актер он отменный.

В итоге Машкову приходится в одиночку отыгрывать за всю свиту, которой к тому же не придумали ничего, кроме довольно нелепых образов. Из всей команды выделяется разве что Григорий Калинин в роли нервного основателя евангелической секты, но он (как и в недавней «Мылодраме») сияет более или менее сам по себе, вне зависимости от отсутствующей режиссерской задачи. Не имея продуманного художественного пространства и слаженной команды, Прыгунов в какой-то момент пытается надавить на старую добрую ностальгическую мозоль при помощи песни про ветер перемен из фильма про «Мэри Поппинс». Однако знакомая с детства мелодия выглядит топорной спекуляцией на лучших чувствах. Зато если вы все-таки угодили на показ «Миллиарда» (в кинотеатрах с 18 апреля), это может стать хорошим поводом пересмотреть фильм про жуликов под предводительством Клуни — он, поверьте, совсем не устарел, хоть снова в прокат выпускай.

Фото: Централ Партнершип

Подписаться: