В «Министерстве неджентльменских дел» Гай Ричи обращается с военным экшном не по-джентльменски
Хотя Гай Ричи официально «заболел» темой джентльменства относительно недавно, пять лет назад, когда снял фильм «Джентльмены» (2019), а «выздоровел» (хотя кто знает?), когда вышел сериал «Джентльмены», можно сказать, что свод правил, делающих мужчину джентльменом, интересовал его всегда (вспомним двух «Шерлоков Холмсов» и «Агентов А.Н.К.Л.»). На последнем фильме Ричи работал с Генри Кавиллом, бывшим Суперменом и несостоявшимся (пока?) Джеймсом Бондом, который также нарушает джентльменские правила (или устанавливает новые?) в новом комедийном экшне режиссера (в широком прокате США с 19 апреля, в России фильм можно посмотреть пока только онлайн у пиратов).
Плюсы:
— Ричи экранизирует реально случившуюся миссию, описанную в романе военного корреспондента и историка Дэмиена Льюиса 2014 года на основе рассекреченных документов Черчилля. В конце 1941-го Черчилль (Рори Киннир) дал распоряжение сформировать неофициальный отряд во главе с майором Гасом Марч-Филипсом (в фильме его и играет Генри Кавилл), который должен был совершать диверсии против гитлеровской армии в Европе. Конкретная операция «Почтмейстер» заключалась в уничтожении итальянского судна «Герцогиня д’Аоста», обслуживавшего нужды немецких подлодок в Атлантике, которые не давали американцам вступить в войну на стороне союзников. Собственно, эта история и стала сюжетом фильма. Другое дело, что режиссер, конечно, обошелся с ней крайне вольно;
— Ричи собрал команду из главных сейчас экранных экшн-красавцев — от Кавилла и звезды сериала «Джек Ричер» Алана Ритчсона до Алекса Петтифера и Генри Голдинга. Группу обаятельных отщепенцев, отправившихся морем в Западную Африку, на остров Фернандо-По, где пришвартована «Герцогиня д’Аоста», на суше подстраховывают чернокожий мистер Херон (Бабс Олусанмокун) и выдающая себя за торговку золотом агент Марджори Стюарт (Эйса Гонсалес) — она должна отвлечь главного злодея, нацистского начальника Хейнриха Люра (Тиль Швайгер играет эту роль на автопилоте, потому что уже делал нечто похожее в «Бесславных ублюдках» Тарантино 15 лет назад);
— присутствием среди второстепенных героев Йена Флеминга и актера Кэри Элвса в роли персонажа с позывным «М» Ричи нетонко намекает, что Марч-Филипс был прототипом Джеймса Бонда. Сейчас, когда было столько спекуляций по поводу назначения Генри Кавилла на роль агента 007, «Министерство неджентльменских дел» смотрится издевательским троллингом взявшей паузу бондианы;
— надо отдать должное Гаю Ричи, покусившемуся на почти святое — жанр военной драмы о подвигах героев на основе реальных событий обычно снимается с торжественными серьезными лицами. И хотя цель персонажей «Министерства… » благородна и с точки зрения хода Второй мировой бесценна, Ричи снимает эту историю совершенно без почтения к ее участникам. Перед нами комедия с солдафонскими гей-шутками (в какой-то момент Алан Ритчсон говорит, что не прочь вдуть своим соратникам — к их явному неудовольствию);
— фильм смотрится легко — иногда кажется, что перед нами съемка для мужского журнала с участием модных актеров, а шутки, хоть и местами неуклюжие, напоминают, что мы смотрим фильм Гая Ричи, для которого такие экшн-комедии стали фирменным стилем, нравится вам он или нет.
Минусы:
— в этой легкости обращения с темой Второй мировой нет ничего нового — тот же Тарантино сделал все это гораздо талантливее полтора десятилетия назад в «Бесславных ублюдках»;
— у фильма помимо самого Ричи еще три сценариста, но иногда кажется, что диалоги писал ребенок;
— если ознакомиться с правдивой историей отряда Марч-Филипса, можно узнать подробности, которые сильно украсили бы фильм, но этого не случилось. Например, тот факт, что Марч-Филипс женился после операции «Почтмейстер» на Марджори Стюарт, проговаривается только на финальных титрах. Режиссер упустил возможность добавить в эти пацанские посиделки достоверную любовную историю, но, в общем, судя по предыдущим картинам Ричи, романтика не его конек.
Фото: Lionsgate