, 3 мин. на чтение

В «Натали Вуд: Что остается за кадром» семья кинозвезды хочет поставить точку в деле о ее гибели

Многие девочки мечтали стать знаменитыми. Натали Вуд ждал обратный путь — ей не было и пяти лет, когда она начала сниматься еще во время Второй мировой.

В следующие три десятилетия Вуд стала кинозвездой первой величины с тремя номинациями на «Оскар». И хотя она умерла всего в 43 года при обстоятельствах, до сих пор считающихся подозрительными, на фильмах с ее участием выросло несколько поколений зрителей. Вуд застала старую гвардию Голливуда — она была звездой в те же годы, что и Мэрилин Монро, Джеймс Дин и Элвис Пресли — знаменитости, кажущиеся символами совсем давней эры. Но в то же время она благополучно пережила «золотые десятилетия» Голливуда и эпоху сексуальной революции — фильм «Боб и Кэрол, Тед и Элис» о свингерстве казался очень смелым для 1969 года, но был так успешен, что именно процент с его доходов позволил Вуд перестать думать о деньгах и на время уйти из кино, чтобы посвятить себя воспитанию дочерей — Наташи Грегсон Вагнер от агента и продюсера Ричарда Грегсона и Кортни от актера Роберта Вагнера, с которым в 1970-х она образовала одну из самых знаменитых голливудских пар.

«Натали Вуд: Что остается за кадром» — целиком проект семьи покойной актрисы (режиссером выступил известный документалист Лоран Бузро). Наташа Грегсон Вагнер, которой было 11 лет, когда умерла ее мать, выступила продюсером и в кадре интервьюирует близких, в том числе 89-летнего отца Ричарда Грегсона, страдавшего болезнью Паркинсона и умершего вскоре после съемок. В этом смысле фильм похож на сеанс семейной терапии, где два поколения проговаривают незаживающую за четыре десятилетия (Натали Вуд умерла в 1981-м) травму.

Здесь почти нет ничего нового для киноманов, которые знали о судьбе Натали Вуд и ее карьере и раньше. Для документального фильма здесь совсем нет как будто второго мнения, элементарной журналистской работы. С другой стороны, события, о которых рассказано в «Натали Вуд: Что остается за кадром», произошли настолько давно и так хорошо известны (например, что властная амбициозная мать актрисы Мария Захаренко подтолкнула ее в подростковом возрасте к роману с годившимся ей в отцы режиссером Николасом Рэем ради роли в «Бунтаре без причины»), что вспоминать их сейчас лишний раз и незачем. Когда открытая, опытная и уверенная в себе звезда в старой хронике отвечает отрицательно на как будто заданный из сегодняшнего дня вопрос: «Не пытались ли влиятельные мужчины в шоу-бизнесе воспользоваться юной старлеткой?» — можно решить, что Вуд-звезда, как настоящий продукт своего времени, врет, но кто же теперь знает.

В нашей стране Натали Вуд была известна больше, чем другие ее голливудские коллеги. Русская по происхождению, она не забыла язык и была переводчицей Хрущева, когда тот приезжал в Лос-Анджелес в 1960-х, а свадьбу с Ричардом Грегсоном она сыграла в русской церкви и по русскому обряду. В СССР фильм «Большие гонки» шел в кинотеатрах, как и «Вестсайдская история» — кстати, документалка показана как раз вовремя, скоро выйдет ремейк этого мюзикла, снятый Стивеном Спилбергом, и в нем в отличие от оригинала латиноамериканку Марию, как теперь принято, будет играть актриса колумбийского происхождения, а не русская, что только подчеркивает тот факт, что Натали Вуд могла сыграть кого угодно — ее исполнение стало каноническим.

Понятно желание семьи Натали Вуд напомнить о ней новому поколению (тем более что в 2011 году дело о ее смерти было возобновлено полицией Калифорнии, впрочем, без новых открытий). Но зрители постарше помнят, что она снялась в «Бунтаре без причины», «Великолепии в траве», «Вестсайдской истории» «Цыганке», «На слом!» и многих других любимых миллионами фильмах еще до 30 лет. Семья может обсуждать проблемы знаменитой матери, которая хотела стать обычным человеком и сбежать от славы, потому что сама никогда не помнила времени, как и другая звезда ее поколения Элизабет Тейлор, «когда я не была знаменитой». Для обычных зрителей Натали Вуд стала актрисой, которая застала кино как вид искусства в его наивысшей точке, воспользовалась предоставившейся ей возможностью сполна и оставила за собой несколько важных для истории ролей. В этом смысле Натали Вуд жалеть совсем не хочется, наоборот, хочется пересмотреть «Внутренний мир Дэйзи Кловер», во время съемок которого она очень помогла своему партнеру, тогда малоизвестному Роберту Редфорду (в фильме сам актер благодарит ее за помощь в начале карьеры). Ее естественная манера игры очень современно смотрится и сегодня, а это значит, что Натали Вуд больше, чем эпоха, в которую она жила — это ли не подтверждение бессмертия не только для актрисы, но и для любого человека.

Фильм «Натали Вуд: Что остается за кадром» легально можно посмотреть на сервисе «Амедиатека».

Фото: HBO