Ярослав Забалуев

В «Некрологе» мрачно (и удачно) шутят о смерти и людях, которые ей помогают

2 мин. на чтение

Безусловной вершиной (во всяком случае, одной из вершин) журналистской работы является написание некролога. Это сложнейший жанр: здесь и пожелание счастливого последнего пути, и точный набор черт характера покойного, и снайперский выбор жизненных коллизий, позволяющих создать яркий и объемный надгробный образ. Это ювелирная работа, требующая звериного чутья и врожденного артистизма. Не случайно некоторые авторы надолго и насильно застревают в амплуа журналистов-гробовщиков. И совершенно понятно, что на свете время от времени появляются фильмы и сериалы под названием «Некролог».

Героиней шестисерийного ирландского шоу канала RTÉ One (в России «Некролог» доступен только у пиратов) стала Эльвира Клэнси (Шиван Каллен) — журналистка из региональной газеты маленького (вымышленного, разумеется) городка Килрэйвен. Самое счастливое воспоминание ее детства связано со стрельбой из ружья по бутылочкам: промахнувшись, Эльвира попала в оленя. Нет ничего удивительного в том, что взрослая девушка выбрала своим призванием сочинять некрологи на местных жителей. Проблема лишь в том, что умирают они слишком нерегулярно, а жадный главный редактор (Дэвид Ганли) платит сотрудникам только за опубликованные статьи. Так Эльвира сперва случайно, а потом и вполне осознанно начинает самостоятельно создавать инфоповоды для собственных публикаций. Вскоре у героини складывается репутация мастера последнего слова, однако среди жителей появляются и те, кто с подозрением относится к стремительному развитию карьеры молодой журналистки.

Нет сомнений в том, что Эльвира Клэнси — одна из самых ярких героинь нынешнего телесезона. Создатель сериала дебютант Рэй Лоулор подключился к тренду на антигероев и создал морально спорную, но крайне обаятельную женскую вариацию на тему «Декстера» и «Барри». У Эльвиры тоже есть свой кодекс правил, который подвергается постоянным проверкам суровой реальностью. Например, она считает, что никогда не убьет ребенка. Но что если потенциальной жертве только что исполнилось восемнадцать? А что делать с лучшей подругой, разбитной девицей Мэллори (Даниэль Галлиган), которая, попав в очередную зону жизненной турбулентности, готова пожертвовать Эльвирой? Есть здесь и отвратительный, но очень живучий старик, который скрывает начавшуюся ремиссию, чтобы получать от жителей Килрэйвена лучи поддержки в борьбе с раком. Все эти дилеммы мисс Клэнси решает отчаянно и остроумно, однако начинающего сценариста подводит желание уместить в шесть серий все свои многочисленные идеи.

Черная комедия здесь подкрашена аллюзиями на «Твин Пикс», а в какой-то момент и вовсе уступает мутному расследованию убийства пятилетней давности, в котором оказываются замешаны чуть ли не все местные жители. В итоге хлесткая идея несколько теряется за новыми и новыми сюжетными линиями, а ритм повествования ощутимо провисает в середине сезона. Однако в том, что касается юмористического комментария к щекотливой журналистской работе, «Некролог» вполне безупречен. Провинциальная специфика наводит на профессиональную деятельность героини увеличительное стекло и приводит к многочисленным достоверным курьезам. Ну а к финалу Эльвира приходит уже окончательно сформировавшимся мастером своего дела. В возможном втором сезоне она вполне заслуживает выхода на федеральный уровень.

Фото: RTÉ One

Подписаться: