В «Нолли» Хелена Бонэм Картер играет телезвезду 1960-х Ноэль Гордон как женщину-фейерверк
Имя британца Рассела Т. Дэвиса по-прежнему не вызывает в сердцах миллионов зрителей священного трепета и очень напрасно.
После стремительного взлета благодаря «Доктору Кто» Дэвис начал выстраивать безупречную фильмографию из очень разных проектов.
Сперва был «Чрезвычайно английский скандал», затем «Годы» (сегодня сериал смотрится как пророчество). Два года назад Дэвис обратился к собственной юности, пришедшейся на 1980-е, — получился великолепный и душераздирающий «Это грех».
Его новый проект тоже рассказывает о тэтчеровской Великобритании, но Дэвис вновь выбирает неожиданную точку зрения на известную и многократно экранизированную эпоху. В центре «Нолли» — Ноэль Гордон, любимица английских домохозяек, на протяжении 17 лет игравшая хозяйку мотеля в мыльной опере «Перекрестки». На протяжении десяти лет (1969–1979) она признавалась самой популярной телеактрисой по версии журнала TV Times. Гордон также была первой женщиной, показанной по цветному телевидению (3 июля 1938-го), и первой женщиной, взявшей в прямом эфире интервью у британского премьера Гарольда Макмиллана.
Трехсерийное шоу рассказывает о последних пяти годах жизни Нолли (именно так она предпочитала представляться), когда руководство канала ITV вдруг решило уволить свою главную звезду. Роль Гордон сыграла Хелена Бонэм Картер, для которой это первая настоящая главная роль за годы. Бонэм Картер зрители до сих пор помнят по «Бойцовскому клубу» и фильмам Тима Бертона, она давно заслуживала бенефиса, и это тот подарок, который сделал ей Дэвис. Воспользовалась актриса им в полной мере. «Нолли» — ее шедевр, работа точная, тонкая и бесконечно витальная.
На экране мы видим царственную женщину-фейерверк. У нее собственный маленький трон в комнате для репетиций и бесконечный (как кажется) контракт. Нолли демонстративно приветлива ко всем без исключения, но умеет быстро и эффективно проверять новичков на пригодность к шоу. Она утверждает, что не читает сценарии эпизодов до прогона перед съемками, но на самом деле репетирует роль накануне вечером, устроившись в кресле с бокалом вина и сигаретой. Оборотная сторона небрежного блеска и оглушительного успеха — отданная «Перекресткам» жизнь, принесенное на алтарь мыльной оперы личное счастье.
Дэвис и режиссер Питер Хор (ответственный за нашумевший третий эпизод «Одних из нас») выстраивают пространство кадра как декорацию сериала — даже в натурных съемках. Выходя из студии, Нолли будто бы оказывается на другой съемочной площадке. Даже ее ближайший друг и партнер по сериалу Тони Адамс (Август Прю) живет в доме напротив, чтобы Нолли могла, как в ситкоме, звонить по телефону, глядя на него в окно.
Сериал целиком выстроен на балансе и внешней противоречивости разворачивающейся драмы жизненного финала героини и условного, почти праздничного пространства — фасада жизни Нолли, каким его видели окружающие. Такая драматургическая конструкция избавляет Дэвиса и Бонэм Картер от художественной оценки деятельности Гордон — в конце концов, сама она, умнейшая женщина, гордилась именно тем, что была звездой бесконечной мыльной оперы. Вместо этого авторы откровенно и заразительно любуются жизнью, в которой, несмотря ни на что, были и любовь, и счастье, и сияющий блеск, о котором втайне мечтают даже самые эстетствующие снобы. Иными словами, сериал Дэвиса наполнен всем тем, ради чего мы каждый день, так же как во времена славы Нолли Гордон, включаем телевизор.
Фото: ITVX