, 4 мин. на чтение

В новом хорроре Зака Креггера самые страшные «Орудия» — это мы

Как известно, осознание ужаса произошедшего преступления многократно возрастает, если оно происходит в тихом пригороде, где обычно никогда ничего не происходит. Мало того, чем тише дыра, тем громче крик от ужаса. Именно в таком провинциальном городке Мэйбрук как-то ночью ровно в 2.17, когда должны спать не только дети, но и их родители, 17 учеников одного класса встали, как зомби, из своих кроватей и деловито умчались в ночь, не вернувшись ни домой, ни в школу и на следующий день, и на следующий. В общем, достаточно для того, чтобы повергнуть жителей Мэйбрука сначала в состояние шока, потом отчаяния и, наконец, ярости. «Орудия» вышли в прокат США 8 августа, в России их можно посмотреть только онлайн у пиратов.

Плюсы:

— можно представить состояние учительницы Джастин Грэди (у Джулии Гарнер здесь такая прическа, словно она решила не менять ее после проб на роль молодой Мадонны в ее так и не снятом байопике), когда она вошла в класс и увидела, что из 18 учеников за партой сидит только один, тихоня Алекс (Кэри Кристофер). Спустя несколько часов родители пропавших укажут на нее как на виновницу и даже припомнят ей, что с прошлой работы ее уволили за роман с коллегой. Конечно, тот факт не имеет ничего общего с исчезнувшими детьми, и у родителей нет доказательств для конкретного обвинения. И все же директор Маркус (Бенедикт Вонг) советует подчиненной не появляться на работе хотя бы временно. Травмированная Джастин, которая теперь не может спокойно пройти по улице (и даже проехать — кто-то написал несмываемой краской bitch на ее машине), начинает вести собственное расследование, тем более, что навещающий ее время от времени и ведущий это дело полицейский Пол (Олден Эренрайк) сам пока мало что знает. Джастин пройдет вместе с нами путь от полного неведения до выяснения правды с такими же полными ужаса глазами, с которыми будем смотреть на экран мы;

— режиссер Зак Креггер элегантно выстраивает повествование, переключаясь между несколькими героями и показывая события (иногда одни и те же) под разными углами. Помимо Джастин это директор школы Маркус, коп Пол, проходящий вроде бы по обочине сюжета наркоман Джеймс (Остин Абрамс), отец пропавшего школьника Арчер (Джош Бролин) и сам «выживший» мальчик Алекс, который по понятным причинам становится объектом всеобщего внимания. Все эти истории примерно за полчаса до финала свяжутся воедино, но как — понятное дело, спойлер — главный враг пишущего о кино журналиста, не дающий ему описывать законченное произведение искусства целиком. В фильме с таким сюжетом может случиться что угодно — хоть стивен-кинговщина (тут даже на пару секунд появляется клоун), хоть современная аллегория на «Братьев Гримм» со злой колдуньей, хоть драма о насилии и потере, которая в американском предместье, в чьи школы регулярно заглядывают психопаты с оружием, — единственный реалистичный вариант. Креггер, начинающий фильм намеками именно на такой исход событий, по дороге меняет курс от социальной повестки в сторону сверхъестественного кошмара;

— Креггер снял всего один полнометражный фильм — «Варвар» (2022) о путанице при заказе жилья на Airbnb, в котором тоже была обманка. Картина начиналась чуть ли не как романтическая комедия о парне и девушке, которых по ошибке поселили в одном доме, но быстро переходила к натуралистичным ужасам. «Орудия» тоже фильм с двойным дном, другое дело, что второе могло оказаться интереснее и сложнее;

— в «Орудиях» любопытно то, что здесь как будто нет героя. Кажется, это Джастин, на которую навалились сразу все беды: пропавшие дети, отстранение от работы, нападение девушки бывшего, вообще внезапные акты насилия со стороны других героев, и это далеко не все. Но нет, камера как будто устает от горестного лица Джулии Гарнер и ищет среди других жителей Мэйбрука кого-то, кто сможет стать «настоящим» героем. Может быть, это фильм об убитом горем Арчере, который готов на все, лишь бы вернуть сына? Нет, не совсем. Может, это кино о мальчике Алексе, который хочет вернуть родителей? Тоже вроде нет. Внимание ко многим героям по очереди делает фильм сложным и в то же время лишает его морального центра. В чем, конечно, ничего плохого нет, напротив, выделяет «Орудия» из ряда других американских хорроров, снятых по шаблону.

Минус:

— всего один. Уход от заявленной в начале социальной проблемы в область чистого ужаса, хоть и первоклассно снятого, упрощает фильм, делает его глупее. Перед нами всего лишь очень качественно сделанное развлечение без всякого социального комментария, не говоря уже о том, что до финала так и не объяснены причины произошедшего. Может быть, чистое зло, поселившееся в Мэйбруке — хорошо завуалированная метафора сил, разъединяющих современное общество, и не только в Америке? Если так, это сравнение настолько задвинуто в угол кошмарами американской готики, что ее тонкости позавидовали бы и советские диссиденты, вставлявшие в сценарии критику КПСС. С другой стороны, мы живем в такое время, когда эзопов язык востребован все больше.

Фото: Warner Bros. Pictures