В «Пчеловоде» все ФБР и ЦРУ хотят убедиться, что Джейсон Стэйтем — человек
Все давно знают, что фильмы с Джейсоном Стэйтемом настолько похожи, что по кадру сложно угадать название — все его герои слились в одного недовольного лысого мужика, приготовившегося к удару. Иногда в углу кадра для разнообразия появляется доисторическая акула («Мег» и «Мег 2») или смешная толстушка Мелисса Маккарти («Шпион»), но в остальном большинство картин с участием британского актера различить сложно. «Пчеловода» (в кинотеатрах с 29 августа) снял Дэвид Эйер, известный мастер брутальных мужских побоищ («Отряд самоубийц» и «Ярость») — в общем, Эйер и Стэйтем созданы друг для друга.
Плюсы:
— как это часто бывает в похожих фильмах, бывший боец элитного подразделения Адам Клэй (Стэйтем), которого боятся даже бывалые цэрэушники, возится на пасеке и заходит угостить банкой меда добрую училку-пенсионерку Элоизу (Филисия Рашад), которая сдала ему пол-амбара. Но пока он собирал мед, бедная женщина стала жертвой телефонных мошенников, которые обчистили не только ее, но и доверенный ей фонд на 2 млн долларов, и Элоизе ничего не остается, как прострелить себе голову. Клэй моментально из мирного фермера превращается в машину мести, наполняет две канистры бензином и идет их взрывать в колл-центре, принадлежащем избалованному маменькиному сынку Дереку Данфорту (Джош Хатчерсон из «Голодных игр»). На протяжении полутора часов Клэй из своей деревеньки под Бостоном доберется до самой вершины американской политики (фильм между тем снят в Великобритании) и накажет всю прогнившую властную цепь, приговаривая: «Я защищаю улей». То есть это не просто боевик о личном мщении, а фильм о социальной справедливости — все мы в каком-то смысле пчелы в улье, и если наверху произошел сбой, нужно его устранить, неважно на сколь высоком уровне;
— можно как угодно относиться к грубоватому, будто вытесанному из камня стилю Дэвида Эйера, но несколько рукопашных на ножах сделаны эффектно, а социальный пафос достигает такого накала, что невольно радуешься жестокой гибели плохих парней, будто они насолили лично тебе, а не выдуманным персонажам;
— всегда приятно видеть на экране Джереми Айронса и Минни Драйвер в роли бывшего и, соответственно, нынешней главы ЦРУ, но если бы им еще дали что-то делать в этом фильме, было бы совсем превосходно.
Минусы:
— фильмов о бывших спецназовцах, таких бесконечных джонов уиков, безуспешно пытающихся залечь на дно и жить мирно, но хватающихся за ружье, как только обижают их близких, стало так много, что, если честно, надоело смотреть один и тот же фильм с незначительными вариациями. В прошлом году, например, Рон Перлман играл такого в «Пекаре». Что дальше? Боевик про работника овощебазы с Сильвестром Сталлоне?;
— Джейсону Стэйтему пора бы уже выучить еще несколько выражений лица кроме мучительного беспокойства и холодной ярости;
— жуткий примитивный сценарий с репликами вроде «Ничего нет хуже, чем обманывать стариков. Разве что детей. Да и то за детей есть кому заступиться». Или когда очередной противник, намереваясь отдубасить (как бы не так) Клэя, говорит ему: «Ты всего лишь человек», тот отвечает: «Я знаю». Или когда бывший глава ЦРУ спрашивает, а какая же, собственно, у Клэя цель, тот выспренне произносит: «Справедливость. Сейчас это не модно, но я верю, что Вселенная справедлива». Хочется ему подсказать, что нет, справедливость и сейчас в моде, а вот такие диалоги, как из 1950-х — нет;
— «Пчеловод» вышел во всем мире в прокат еще в январе этого года, так что все желающие могли его посмотреть онлайн совершенно бесплатно.
Фото: «КарроПрокат»