, 2 мин. на чтение

В «Почке» найдена идеальная интонация для разговора о России сегодня

Долгое время существовал миф, что российский зритель не любит сильных, болезненных историй, особенно по телевидению.

Расцвет стриминговых платформ этот миф развеял — не последнюю роль в этом сыграл невероятно успешный сериал Жоры Крыжовникова «Звоните ДиКаприо». Там, напомним, герой Александра Петрова — собирательный образ беспринципного актера-конъюнктурщика — умирал от СПИДа, а шуток с каждой серией становилось все больше. Теперь у этого героя появился аналог противоположного пола — коррумпированная сотрудница пожарной инспекции Наталья Кустова. Ее в сериале «Почка» сыграла Любовь Аксенова, а сама эта десятисерийная трагикомедия в новогодние каникулы стала на сервисе KION лидером по количеству зрителей. Стало быть, россияне готовы к неприятным темам даже в новогодние каникулы и не боятся таким образом разрушить праздничное настроение.

Кустова — молодая женщина, которая сама себя сделала и способна без зазрения совести развести на взятку кого угодно, от священников до рестораторов. В случае отказа от отката она запросто закрывает любое из протестующих учреждений. На службе она на прекрасном счету, начальница (Ирина Розанова) прочит ее в свои преемницы. Дома ждет муж-пожарный Антон (Антон Филипенко), который в телефоне Наташи записан как Антуанетта. Держит она его при себе за крепкий торс, то есть для статуса, а на досуге запросто изменяет — хоть бы и со столь же крепким «трезвым водителем».

Однажды во время планового медосмотра Кустова получает отвод от работы. Причина — отказавшие почки. Улыбчивый доктор (Алексей Розин) говорит, что «все хорошо», нужна лишь малость — найти родственника, готового стать донором. У Наташи есть три месяца, чтобы уговорить маму, одного из братьев или сестру отдать одну почку. Проблема в том, что от семьи она давным-давно со скандалом сепарировалась, и спасать ей жизнь родственники не спешат. Кроме того, один из братьев, пребывающий в сане иерея (Дмитрий Лысенков), утверждает, что беды Наташи — божье испытание, пройти которое можно только при помощи смирения.

Шоураннером «Почки» стала Авдотья Смирнова, а среди продюсеров значится Борис Хлебников — автор другого «медицинского» хита, «Аритмии». Впрочем, новый сериал придерживается интонации, отличной от провинциальной мелодрамы о разводе врача скорой помощи. В определении жанра «трагикомедия» ударение здесь сделано все же на вторую часть. Нет, героиня проходит через все круги ада, от общения с диковатой родней до подпольных торговцев органами, здесь все честно. Однако авторы (режиссер Мария Шульгина отметилась как сценаристка в «Давай разведемся» Анны Пармас) достоверно показывают, что даже перед лицом смерти такая тварь, как Наташа Кустова, далеко не сразу готова встать на путь исправления. В то же время «Почка», не оправдывая спорные моральные принципы героини, указывает на их истоки. Лучшие сцены здесь как раз те, которые посвящены дисфункциональной семье, которая буквально вытолкнула волевую героиню туда, где она в итоге оказалась.

«Почку» от многих российских сериалов выгодно отличает и практически полное отсутствие прямого эмоционального шантажа. Несмотря на дискомфортную тему, это, в общем, довольно легкое и даже душевное зрелище. Другое дело, что от этой душевности в стиле лучших картин Дмитрия Астрахана временами становится дурно. Однако эта дурнота не следствие недостатков режиссуры, а совсем напротив. Пожалуй, что в «Почке» вообще найдена близкая к идеальной интонация для разговора о современном российском обществе — сочувственная и саркастическая одновременно. Что по-настоящему раздражает, так это не пойми откуда взявшаяся православная линия, связанная с одним из братьев героини, который списывает проблемы со здоровьем на испытания, данные свыше. Из-за этого в финале вместо точки ставится (почти буквально) крест. Впрочем, возможно, это лишь уловка, указывающая на то, что авторы планируют продолжение. И вот эта вероятность в данном случае выглядит вполне интригующе.

Фото: МТС Медиа