Ярослав Забалуев

В ремейке «Сцен из супружеской жизни» Бергмана серьезный разговор о браке сведен к мелодраме

2 мин. на чтение

Джонатан (Оскар Айзек) и Мира (Джессика Честейн) давно и счастливо живут в законном браке, в их домике в пригороде Бостона подрастает дочка. Однажды они соглашаются дать интервью студентке, занятой гендерными исследованиями.

Внешне герои не путаются в собственной идентичности: Мира вполне женственна, у Джонатана борода. Однако на деле оказывается, что муж в этой семье занят в основном домашним хозяйством, тогда как жена зарабатывает деньги на высоком посту в IT-компании. После интервью они идут домой, куда к ним заявляются друзья. У этой семейной пары (Кори Столл и Николь Бехари) все не слава богу: свободные отношения раздраконили семейный очаг, грань скандала все время слишком близко. Когда гости уходят, выясняется, что Мира беременна, но не уверена, хочет ли оставить ребенка. Дальше неприятные вопросы возникают и по поводу прочих аспектов казавшегося образцовым брака.

«Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана вышли в 1973 году и стали точкой, после которой говорить о браке в кино по-прежнему уже невозможно. Великий режиссер, опираясь на собственный опыт, показал, что в этом разговоре нет запретных тем и, касаясь их, можно быть болезненно точным. При этом он умудрялся ни разу не скатиться ни в лицемерную отстраненность, ни в стыдные сантименты. Эта история во многом была не столько про крах брака, сколько о том, как порой, распрощавшись с иллюзиями, обнаруживаешь, что никто не понимает тебя лучше вроде бы осточертевшего партнера.

Печать бергмановского фильма очевидно лежит на самом успешном проекте Хагая Леви — сериале «Любовники», где израильтянин под видом детектива тоже препарировал современную семью. В этом смысле желание снять ремейк повлиявшей на него работы духовного учителя совершенно понятно. Тем более что не ему первому такая мысль пришла в голову — в какой-то момент над собственными «Сценами» размышлял, например, Андрей Звягинцев.

Другое дело, что это тот самый случай, когда материал при кажущейся легкости отчаянно сопротивляется перелицовке, требуя от автора работы более серьезной, чем ожидалось. Бергмановский фильм обманчиво просто и даже прозрачно сделан. В кадре почти все время два стиснутых стенами квартиры человека. Значительная часть важных событий остается за пределами экрана. Основное действие — разговоры, которые пытаются скрыть то, что героев волнует на самом деле.

Пространство — это первое, с чем не справляется ремейк. В большом доме героям проще разойтись по углам, их столкновения становятся куда менее острыми. Плюс теряется ощущение театральной условности, важное для оригинала. Кроме того, Бергман говорил о пертурбациях внутри традиционного брака — устоявшейся конструкции, нуждающейся в рефлексии. Леви же совершает попытку перемены гендерных ролей, а эта ситуация еще в процессе формирования, и делать какие-то серьезные выводы здесь элементарно рано. Говоря предметно, тот факт, что Честейн не Лив Ульман, в общем, не является проблемой. Ей является то, что с Ульман приходится соревноваться Оскару Айзеку, надежно спрятанному в бороду и очки, чтобы максимально затруднить прекрасному характерному актеру выражение оттенков эмоций. А ведь именно на оттенках, а не истерике, в которую здесь впадают по паре раз за серию, и держалось напряжение бергмановского фильма.

Все это не значит, что «Сцены из супружеской жизни» от HBO — плохое кино. Просто из-за всего перечисленного величие бергмановской работы сведено до неплохой, хоть временами и излишне слезливой мелодрамы. После показа по шведскому телевидению оригинальных «Сцен» в стране участилось количество разводов и обращений к семейным психологам. После новой версии ничего подобного ждать не приходится.

Легально сериал доступен на «Амедиатеке» и «Кинопоиске HD»

Фото: HBO 

Подписаться: