Ярослав Забалуев

В сатире «Сантехники Белого дома» государственные кретины с энтузиазмом спасают демократию

2 мин. на чтение

Экс-агент ЦРУ Говард Хант (Вуди Харрельсон) лишился карьеры в ходе операции в заливе Свиней. Сейчас на дворе 1971-й, истинный патриот Хант, скрипя зубами, зарабатывает пресс-релизами и для души пишет очевидно дрянные шпионские романы. В качестве машинистки сочинения мужа перепечатывает Дороти Хант (Лина Хиди) — мать, жена и действующий агент американской разведки.

Однажды в доме Говарда раздается звонок из Белого дома — Америке снова нужна его помощь. Так судьба сводит Ханта с Гордоном Лидди (Джастин Теру) — еще более радикальным патриотом, который любит держать руку над открытым огнем и слушает пластинки с речами Гитлера. Вместе эта парочка сперва занимается предотвращением утечек информации из Пентагона (отсюда и прозвище «сантехники»), а потом идет на повышение. В 1972 году именно Хант и Лидди выступили с идеей понатыкать «жучков» в штабе кандидата в президенты от демократов Джеймса Макговерна. В итоге их деятельность была раскрыта, Ричарду Никсону пришлось уйти в отставку, а весь мир привык к громким скандалам добавлять окончание «-гейт» — в честь отеля «Уотергейт», в котором располагался штаб демократов. И в который людям Лидди и Ханта удалось попасть далеко не с первого раза.

В прошлом году Уотергейтскому скандалу исполнилось 50 лет. На телевидении к этой дате собирались приурочить сразу два конкурирующих проекта — «Газлит» с Джулией Робертс от Starz и «Сантехников Белого дома» HBO. Однако в итоге их решено было разнести во времени — не в последнюю, разумеется, очередь для того, чтобы избежать сравнений. Сличать два сериала действительно сложно. «Газлит» — виртуозно поставленная параноидально-душная драма, история одной из позабытых жертв «Уотергейта», жены генпрокурора США Джона Митчелла. Лидди там был выведен опасным, но все же совсем карикатурным мелким бесом.

В «Сантехниках Белого дома» все совершенно наоборот — Лидди и Хант получили центральное место, а жанром была выбрана настоящая, полнокровная сатира без всяких ненужных уходов в драму. Харрельсон и Теру — один из лучших и самых уморительных дуэтов года. Они до ужаса серьезны, но не умеют ровно надевать парики. Они несут чушь, но каким-то чудом умудряются побеждать. Они поначалу не очень нравятся друг другу, но в итоге понимают, что в деле спасения демократии придется им побыть заодно, потому что больше некому. Все эти благородные душевные движения на экране поданы изобретательно и при этом неизменно смешно. За это «Сантехников» уже как следует раскритиковали в американской прессе. Неудивительно: демократия сейчас вновь не в лучшем положении, для шуток вроде как не время.

Однако, если абстрагироваться от актуальной политической повестки, шоу HBO — одно из лучших в этом сезоне. Харрельсон и Теру, оставаясь смешными, делают своих героев живыми и объемными. Этим благонамеренным государственным кретинам очень легко сочувствовать, в какой-то момент можно даже начать за них болеть. Так, надо сказать, было и в жизни. Когда улеглась шумиха и закончились тюремные сроки, Лидди и Хант написали мемуары, Лидди даже стал ведущим ток-шоу и снялся в «Полиции Майами». Уотергейт сделал их звездами, которые не были забыты вплоть до конца их довольно долгих жизней.

Вот и получается, что «Сантехники Белого дома» смотрятся сегодня не столько как набор колкостей в адрес американских консерваторов, а скорее как пьяняще-абсурдный репортаж из былой эпохи. Той самой эпохи, которая из дня сегодняшнего кажется обаятельней, понятней и попросту живописнее нынешней.

Фото: HBO

Подписаться: