Если вы по каким-то причинам пропустили «Смерть Сталина», где Стив Бушеми блестяще сыграл Никиту Сергеевича Хрущева, то «Чудотворцы» — отличный способ в определенном смысле наверстать упущенное.
На новом витке карьеры у одного из лучших актеров своего поколения стали на диво великолепно получаться тираны, интриганы и самодуры — причем на сей раз речь идет о воплощении эффективного менеджера самого высшего порядка.
Итак, в последнее время Господь (Бушеми) стал капризен. Целыми днями он пьет горькую, смотрит телевизор и расстраивается оттого, что земляне уже в него почти не верят, а те, кто верит — делает это не так, как ему хотелось бы. Собственно, земными делами заведуют не сам Всевышний, а формально подконтрольная ему корпорация под названием «Рай», которая в отсутствие централизованного руководства и внятного целеполагания тоже переживает не лучшие времена. Стагнация, разумеется, не может длиться вечно, и вот терпение Бога не выдерживает — получив очередной упрек в неэффективном руководстве, он решает уничтожить Землю к чертовой матери и заняться новым стартапом — висящим в космосе рестораном. Спасать планету берется парочка энтузиастов из отдела исполнения молитв — Крейг (Дэниел Рэдклифф) и Элайза (Джеральдин Вишванатан). Для того, чтобы человечество продолжило существование, им надо исполнить молитву о любви двух лузеров. Сроку на все про все — неделя.
«Чудотворцев» придумал Саймон Рич — сценарист-вундеркинд, который в свои неполные 35 лет успел приложить руку к «Симпсонам» и диснеевской «Головоломке», а также создать один из самых странных и смелых ситкомов последних лет «Мужчина ищет женщину». Там от расставшегося с девушкой Джея Барушеля в какой-то момент пыталась уйти еще и правая рука, а в поисках любви он ходил на свидание с всамделишной троллихой. «Чудотворцы» — вещь не столь оголтелая, что, впрочем, нисколько не делает сериал хуже.
Каждая из двадцатиминутных серий — полноценный фестиваль сатиры, в котором ни сантиметра хронометража не использовано впустую. На это работает, разумеется, не только сценарий, но и великолепный кастинг. Бушеми в лишних представлениях не нуждается, но, повторимся, в последнее время у него будто открылось очередное дыхание. Все-таки раньше он был преимущественно ансамблевым артистом, а тут каждое его появление — настоящий бенефис, в котором ценность представляет легчайшее движение бровей. Вторым важнейшим персонажем в этой композиции стал Рэдклифф, которому, конечно, будут до старости припоминать Гарри Поттера, однако причин для этого все меньше — настолько ладным у него получился затюканный райский клерк, чуждый даже намеков на всемогущество.
Главное же, пожалуй, в том, насколько точно «Чудотворцы» (вслед за другим превосходным ситкомом последнего времени — «Матрешкой») отражают тот факт, что лучшим способом описания окружающего мира окончательно стало его абсурдирование. Уместно здесь вспомнить, что еще совсем недавно идеальным воплощением экранного образа Господа служил старый, мудрый, черный Морган Фримен. Теперь же, извольте — немного растерянный интриган, скандалист, неумеха и прожектер. Персонаж почти гоголевский — и в то же время явно в некоторых проявлениях срисованный с Дональда Трампа.
И тем удивительнее, что несмотря на смелую фабулу, в придуманной Ричем истории нет ни грана богохульства. Бог здесь, конечно, не адресат разнообразных чувств верующих, а герой, созданный автором по своему (и нашему) образу и подобию. Но самое удивительное в том, что едко высмеивая собственноручно придуманного Творца, Рич провоцирует у зрителя не разливы сатирической желчи, а напротив — сострадание и очень полезное ощущение, что мир наш, при всем его непреходящем идиотизме, все-таки определенно есть за что любить.
Фото: Broadway Video