В сериале про Тайсона «Майк» авторы заставляют испытать к герою по-настоящему сложные чувства
Режиссер Крейг Гиллеспи, кажется, окончательно вышел на производственные мощности и готов к тому, чтобы запустить собственную франшизу под названием «Против всех».
Это редкий случай, когда действительно может пригодиться заголовок русской локализации — в данном случае, фильма «Тоня против всех» (в оригинале было просто «I, Tonya»). В российском названии была поймана суть конфликта, который дальше был перенесен Гиллеспи в диснеевскую «Круэллу», сериал «Пэм и Томми», а теперь и в восьмисерийный байопик Майка Тайсона. Он называется просто «Майк» — очень в духе предыдущих работ постановщика в этой звездной серии.
Крейг Гиллеспи и сценарист Стивен Роджерс нащупали яркий и зрелищный способ донести до зрителя свои мысли по поводу скандальных селебрити. Формально он заключается в том, что у каждой из этих историй есть не очень надежный рассказчик, а повествование предстает перед нами как фрагментарный мемуарный комикс. Последнее означает аляповатые китчевые детали, внезапное обращение героев прямо в камеру, вычурные рапиды и прочие способы не дать публике заскучать.
В случае с Тайсоном у Гиллеспи и Роджерса было и вовсе раздолье — Железный Майк неоднократно выступал со стэндап-концертами о своей непростой судьбе, один из них («Правда Майка Тайсона») даже снял в 2013 году сам Спайк Ли. Именно в качестве стэндапера появляется Майк (Треванте Роудс) и в сериале. Он демонстративно запускает обратную перемотку на кадрах с откусыванием уха Эвандеру Холлифилду и начинает свой долгий рассказ. Есть там и тяжелое детство с разведением голубей, и чудесное спасение от бандитской доли Касом Д’Амато (Харви Кейтель), который стал для Майка не только тренером, но и фактически настоящим отцом. После смерти Д’Амато Тайсон начинает падение и это, конечно, основное содержание сериала: здесь и тяжкий брак с Робин Гивенс (Лора Харриер), и мефистофелевская фигура менеджера Дона Кинга (Рассел Хорнсби), и изнасилование Дезире Вашингтон (Ли Юбэнкс) с последующим тюремным заключением.
Пятая серия, как раз посвященная изнасиловнию, делит сериал пополам. До этого авторы ни разу не дают слова другим героям — даже Робин, которая обвиняла Майка в избиениях. Однако пятый эпизод полностью отдан Дезире: она здесь становится единоличным рассказчиком, а Майк отходит на второй план за исключением брошенной в камеру реплики «Больше не любишь меня?» Адресована она одновременно Вашингтон и зрителю. Здесь у сериала меняется и режиссер — Гиллеспи уступает Тиффани Джонсон. И в этой части шоураннер Роджерс заставляет зрителя испытать к герою по-настоящему сложные чувства.
«Майк» ничуть не отказывает герою в гениальности и в первых сериях настаивает на том, что его сенсационное восхождение к боксерским вершинам — итог работы и таланта, а не просто звериной природы. Однако на экваторе повествования звериная природа берет верх и авторы сознательно принимают сторону жертвы. Перед нами возникает сложная и крайне противоречивая фигура, а широкое использование комедийных средств лишь придает происходящему глубину, и начисто уничтожает налет «парадного портрета». В оставшихся двух эпизодах Майку предстоит подняться со дна, но утопил он себя вполне самостоятельно и такая подача героя позволяет сериалу быть противоречивым, но не фальшивить и не терять зрительского внимания.
Сам Тайсон уже, разумеется, проклял всех авторов «Майка» и сервис Hulu в целом, пообещав вскоре представить свою игровую версию автобиографии, где его сыграет Джейми Фокс. Что ж, их наверняка будет крайне любопытно сравнить.
Фото: Hulu