После трехлетней давности успеха «Достать ножи» жанр легкой, в меру смешной криминальной комедии с налетом ностальгии переживает что-то вроде мало заметного широким массам взлета — например, совсем на днях вышел «Сознавайтесь, Флетч». Эти фильмы не претендуют на звание высокого искусства, их авторы не скрывают, что просто хотят нас немного развлечь. За это такие фильмы, как «Смотрите, как они бегут» (в прокате США с 16 сентября, у нас можно посмотреть только у пиратов онлайн), и стоит ценить во времена, когда в реальном мире так много плохих новостей.
Плюсы:
— пьеса «Мышеловка» Агаты Кристи заслужила стать главной героиней фильма. Она побила все рекорды по репертуарной продолжительности — спектакль впервые поставили в 1952-м, и он идет до сих пор. В «Смотрите, как они бегут» труппа первой постановки отмечает сотое представление пьесы, и нас знакомят с героями на сцене и за ней. Через несколько минут самая большая знаменитость фильма — Эдриан Броуди в роли голливудского режиссера Лео Коперника — будет убит, и любящий выпить инспектор Стоппард (Сэм Рокуэлл) с неопытным констеблем Сталкер (Сирша Ронан) начнут по очереди отсеивать подозреваемых, у каждого из которых, конечно, есть мотив. Герои «Смотрите, как они бегут» пытаются как-то разнообразить типичный кристиевский прием об инспекторе, который к финалу собирает подозреваемых и свидетелей, чтобы сообщить имя убийцы — Коперник как режиссер-новатор хочет сделать кровавый экшн-финал с перестрелкой. Продюсер отметает эту идею, которая кажется ему кощунственной, но жизнь покажет, что охотно готова не только имитировать искусство, но и радикально его подправить;
— когда во вроде бы пустяковом детективе играют два обладателя «Оскара» (Рокуэлл и Броуди) и одна номинантка (Ронан), это всегда признак того, что фильм выше среднего уровня — так оно и есть;
— «Смотрите, как они бегут» (в название вынесена строка из детской песни «Три слепых мышонка») нашпигован внутренними ссылками и намеками для понимающих фанатов. Когда констебль, услышав акцент, спрашивает одного из героев, из какого он региона Франции, тот отвечает: «Из Бельгии», передавая привет Эркюлю Пуаро, но дело не ограничивается вселенной Агаты Кристи. Когда Харрис Дикинсон, играющий молодого Ричарда Аттенборо (что является хорошо известным фактом — знаменитый актер действительно сыграл в первой постановке «Мышеловки» в 1952-м), говорит персонажу, наставившему на него ружье: «Возможно, вам не понравился наш спектакль. Я, конечно, понимаю, что это не “Гамлет”», интересно вспомнить, что пьеса внутри пьесы в третьем акте «Гамлета» называется «Мышеловка»;
— местами из-за интонации и еще из-за участия Броуди и Ронан кажется, будто смотришь фильм Уэса Андерсона, который лишился своего любимого арт-директора — настолько здесь приглушенные цвета. На самом деле фильм сделан относительным новичком в кино Томом Джорджем, до этого снимавшим сериалы и короткометражки;
— «Смотрите, как они бегут» постоянно жонглирует отношениями сценария, пьесы Агаты Кристи и даже личной жизнью писательницы, в итоге оказываясь в ее доме и вспоминая, что она была помешана на ядах. Зрителям нужно постоянно быть начеку, чтобы знать, на территории какого произведения они находятся. Это как разгадывать кроссворд, сочиненный поклонником кинодетективов.
Минус:
— неподготовленный зритель может принять легкость и дуракаваляние Рокуэлла, Броуди и остальных за поверхностность и назвать происходящее на экране стыдной халтурой.
Фото: Searchlight Pictures