В спортивной драме «Вне игры» Бен Аффлек использует свою алкогольную зависимость как рабочий инструмент
Кэрри Фишер как-то дала коллегам простой совет, буквально звучащий: «Возьмите свое разбитое сердце и сделайте из него искусство», имея в виду, что даже самые тяжелые жизненные неудачи могут служить для создания фильма, пьесы или песни. Мало того, часто без осознания провала эти произведения и не получаются — в лучшем случае кинематографисты должны пережить то, что они изображают на экране, от этого фильм или сериал становится только правдоподобнее.
Бен Аффлек сделал примерно то же самое. В драме «Вне игры» режиссера Гевина О’Коннора, у которого актер уже играл четыре года назад в «Расплате», Аффлек играет строительного рабочего Джека Каннингема, все свободное время проводящего в баре за стойкой или дома с банкой пива (даже в душе). Позже сюжет раскрывает причину беспробудного пьянства Джека, и у зрителей появляется сочувствие к герою, который, несмотря на здравый смысл («Жизнь продолжается») и доводы психотерапевта, продолжает бухать, сознательно сопротивляясь возвращению в строй граждан с позитивным взглядом на реальность. Естественно, от Джека уходит жена под предлогом, что он «не движется дальше и видит мир в темных красках», то есть, если перефразировать типичное оптимистичное разговорное клише, стал неудачником.
Но Джеку наплевать на то, что о нем думают окружающие. Оказывается, в детстве отец изменил свое к нему пренебрежительное отношение после того, как Джек стал добиваться успехов в школьной баскетбольной команде. Вместо того чтобы обрадоваться этой перемене, он, наоборот, бросил баскетбол из протеста против равнодушия отца, для которого он был лишь приложением к успеху.
Поэтому когда директор католической школы «Бишоп Хейз» в лос-анджелесском пригороде Сан-Педро предлагает Джеку заменить умершего от инфаркта тренера баскетбольной команды, герой начинает пить еще больше — слишком неприятны воспоминания, связанные с собственными школьными победами. Но, разумно отнесясь к предложению попытаться решить свои отношения со спиртным, Джек выходит на работу, вдохновляет команду, и вчерашние лузеры, проигрывавшие все игры в первую очередь из-за отсутствия стимула, начинают играть получше.
Жанр спортивной драмы о тренере со своими тараканами рано или поздно настигает каждого знаменитого актера, вышедшего из возраста героя-любовника — вспомните «Человека, который изменил все» с Брэдом Питтом (тогда ему было 48 лет) в роли тренера бейсбольной команды или нашего Владимира Машкова в «Движении вверх» (на момент съемок ему было 54). Аффлеку 46, и он уже выглядит очевидно нелепо в голливудских героических ролях — недавно на посту Бэтмена его сменил более молодой Роберт Паттинсон. Аффлек уже не тот золотой мальчик, получивший в 27 лет «Оскар» за сценарий «Умницы Уилла Хантинга» и другой — за лучший фильм 2012 года «Операция Арго». Ролью во «Вне игры» он доказывает, что мы до сих пор недооценивали его, кинозвезду, признанного сценариста и режиссера, именно как актера.
У Аффлека нет иллюзий по поводу того, почему он так убедителен в роли пьющего человека, который для окружающего мира выглядит неудачником. Во всех интервью в сопровождение выхода «Вне игры» в американский прокат 6 марта (в оригинале фильм называется The Way Back, что совсем по-другому расставляет акценты — Джек не человек «вне игры», наоборот, он «возвращается» к жизни) актер рассказывал о том, как собственная зависимость от алкоголя погубила его брак. Это слияние актера и его героя и делает Аффлека, как в каком-то смысле и Брэда Питта, идеальным выразителем кризиса современного мужчины за 40 — кризиса, в ходе которого ясно, что «сильный» белый мужчина, с рождения получивший фору в гонке за успех, меньше многих других приспособлен к выживанию в меняющемся мире.
Аффлек и режиссер О’Коннор в итоге не заканчивают свое кино («Вне игры» не выходил в российский прокат, которого сейчас практически и нет, но можно посмотреть онлайн) еще одной счастливой историей об успешной битве героя с зависимостью, и спасибо им за это — должен же быть фильм, напоминающий, что в жизни есть не только победители, и они заслуживают быть представленными на экране не меньше Бэтмена.
Фото: КАРО Премьер