Эффекты телевизионного программирования не всегда умышленны — тем ценнее неожиданные рифмы. Первый пандемический год завершался экранизацией «Противостояния» Стивена Кинга.
Дорогой и масштабный проект ждали с нетерпением — тем значительней оказалось разочарование. В 2021-м проектов, посвященных постапокалипсису, вышло много, и все они по понятным причинам пользовались повышенным вниманием. Даром, что большая часть этих фильмов и сериалов задумывалась еще в «старом», допандемийном мире. Едва ли не лучший из них выходит под занавес года и может остаться незамеченным в тени тяжеловесов вроде второго сезона «Ведьмака» или «Книги Бобы Фетта» — и очень зря.
«Станция 11» — название комикса, который актер Артур Линдер (Гаэль Гарсиа Берналь) дарит юной коллеге Кирстен (Матильда Лоулер) накануне выхода на сцену в заглавной роли в «Короле Лире». Роль окажется для Линдера последней, случившийся на сцене инфаркт заметит один из зрителей Дживан (Химеш Патель). Когда уляжется суматоха, Дживан поедет провожать Кирстен домой, но по пути узнает, что город охвачен эпидемией смертельного гриппа.
Спустя 20 лет повзрослевшая Кирстен (Маккензи Дэвис) сама станет актрисой в странствующей шекспировской труппе «Дорожная симфония». Между представлениями «Гамлета» для немногочисленных выживших девушка будет бесконечно перечитывать «Станцию 11», пока не встретит Пророка (Даниэль Дзоватто), который огорошит ее цитатой из комикса. Дело в том, что до этого момента Кирстен была уверена, что ее копия «Станции» — единственная. Да и сам Пророк ведет себя загадочно и явно представляет опасность.
Сериал поставлен по одноименному роману Эмили Сент-Джон Мандел, за который она получила премию Артура Кларка еще в 2014 году. Экранизацию осуществил Патрик Соммервиль («Оставленные», «Маньяк»), причем съемки начались прямо на пороге пандемии — в январе 2020-го. Вполне возможно, что условия съемок несколько изменили первоначальную интонацию сериала, пропитали его ощущением ненаигранной сопричастности происходящему.
Действие начинается и заканчивается шекспировскими сюжетами. Между двумя этими точками история постоянно скачет между героями и временами. Быстро становится ясно, что 2040 год, в котором Кирстен — актриса «Дорожной симфонии», лишь условно может считаться основным планом повествования. Соммервиль и набранные им отличные телевизионные режиссеры вроде Хиро Мурая («Атланта» и великолепный клип Дональда Гловера «This is America») не пытаются запутать зрителя, а лишь выстраивают из многих деталей огромное многофигурное панно. Их задача не сбить с толку, а заставить нас проникнуться симпатией к каждому из героев — и здесь на помощь приходит мастерское владение жанром киноромана. Уже к середине сезона каждый из героев обретает объем и достоверные человеческие черты. Кому-то родным обязательно покажется даже зловещий Пророк, который здесь выступает все-таки скорее антагонистом.
«Станция 11» — сериал не столько о выживании, сколько о жизни в условиях, которые с каждым днем выглядят все менее невероятными. Однако Соммервиль принципиально отказывается пугать или нагонять мрака. В самые мрачные моменты «Станция» похожа не на «Противостояние», а на тихие и меланхоличные «Рассказы из Петли», которые за прошедший год успели обрасти небольшим культом. Такая судьба вполне может ждать и «Станцию 11», ну а пока это просто одно из лучших шоу года и уж точно наиболее подходящее в преддверии Нового года.
Легально сериал можно посмотреть на more.tv.
Фото: HBO Max