Два года назад, когда драматург Флориан Зеллер дебютировал в кинорежиссуре драмой «Отец», за роль в которой Энтони Хопкинс получил свой второй «Оскар», зрители еще не знали, что будет продолжение, причем не в виде прямого сиквела, а внеэкранное, концептуальное — судя по всему, нас ждут еще «Мать» и «Дочь».
Но самое приятное, что оба фильма объединяет присутствие на экране Хопкинса, который в «Сыне» появляется всего в одной сцене, но так, что видно, откуда выросли проблемы остальных героев. «Сейчас все всего боятся, одни ноющие трусы», — ворчит человек-кремень, и уже понятно, что он никогда не найдет общего языка с внуком-снежинкой.
Самый страшный кошмар главного героя Питера Миллера (Хью Джекман) — превратиться в своего отца Энтони (Энтони Хопкинс), циничного эгоиста, который ставил работу и собственное удобство выше отношений с женой и сыном. «Я готов играть роль монстра», — с обезоруживающей улыбкой парирует Энтони, и эта улыбка преследует зрителей до конца фильма как напоминание о ценностях поколения бумеров, не склонных к самокопанию и извинениям. Питер — успешный юрист, стоящий перед важным карьерным решением — переезжать ли из Нью-Йорка в Вашингтон, чтобы возглавить предвыборную кампанию знакомого сенатора. Но в это же время бывшая Кейт (Лора Дерн) стучит в его квартиру, где он живет с новой женой Бет (Ванесса Кирби) и младенцем Тео, и сообщает, что их 17-летний сын Николас (Зен МакГрэт) совсем отбился от рук и вот уже месяц не ходит в школу. Разговор с оболтусом приводит к тому, что Николас переезжает к отцу и его новой семье. Вроде как первое время его поведение возвращается в норму, но наступает новый кризис, и Питер осознает, что его любимый сын, когда-то жизнерадостный милый ребенок, которого он много лет назад научил плавать на райском уединенном пляже, страдает психическим расстройством и поделать с этим ничего нельзя.
Хотя это не является главной задачей фильма, Зеллер очень интересно показывает поколенческие различия от деда к внуку (которые на экране, кстати, не пересекаются). Как образцовый бумер, считающий, что дело мужчины — зарабатывать, а дело женщины — возиться с детьми, Энтони занимался работой и собой, отчего Питер сделал все, чтобы не быть на него похожим. Но уже для своего сына-зумера представитель поколения Икс Питер — тот же жестокий бесчувственный папаша, ушедший из семьи и нанесший таким образом ребенку травму, от которой он так и не оправился. Питер как взрослый разумный человек ждет от сына объяснений своего поведения, но подростки часто сами не могут сформулировать причины своих поступков, просто потому что пока не умеют. Что сделало Николаса невыносимым? Развод родителей? Неспособность справиться с пубертатом? Настоящие, а не надуманные проблемы с психикой? Все вместе? К финалу появляется нечто вроде ответа, но что именно спровоцировало кризис, так до конца и не объясняется.
Забавно, что, как и связь между «Отцом» и «Сыном», редкие смешные моменты в этой угрюмой беспросветной драме (в кинотеатрах с 23 февраля) происходят не на экране. Когда Питер спрашивает у сына, почему тот не сходит с друзьями на вечеринку вместо того, чтобы инфантильно смотреть в субботу вечером «Тома и Джерри» дома, Николас отвечает, что не умеет танцевать. Он обратился по адресу: сделавший вторую карьеру в бродвейских мюзиклах Хью Джекман как раз тот редкий отец, который может научить сына убрать конкурентов на танцполе. Второй смешной момент, когда Питер — Джекман спрашивает Кейт, на какой фильм она собирается пойти с их сыном. Так и хочется подсказать из зала: «На “Людей Икс”!»
«Сын» так беспросветен и так (местами манипулятивно) стремится выжать у зрителей слезы, что у многих наверняка вызовет отторжение. Но Зеллер очень точно показывает некоторые вещи: например, страх больного перед психиатрическим отделением, «где лежат настоящие сумасшедшие», или те счастливые моменты из прошлого, когда отец учит сына плавать. У каждого родителя и ребенка есть такие воспоминания, поэтому, манипулирование это или нет, «Сын» — тот самый фильм, после которого вы захотите позвонить родителям и сказать, что у вас все хорошо.
Фото: Экспонента