Что бы ни говорили отечественные законодатели, порнография давным-давно покинула в общественном сознании зону маргинального.
Даже напротив, мир индустрии «взрослых» фильмов воспринимается многими как загадочная волшебная территория, на которую допускают лишь избранных. Соответствующим поступательным образом происходит и взаимодействие порно с вселенной художественного кино. Раньше мир неимитированного секса перед камерой был поводом для размышлений о сладости и опасности порока, потом — предметом для экзистенциальных размышлений… С обращением к этой теме телевидения наметился очевидный прорыв в развитии. Дэвид Саймон в «Двойке» показал, что в 1970-х порно было важнейшей частью ландшафта Нью-Йорка. Теперь пришел черед англичан — в сериале «Только для взрослых» порноиндустрия осмыслена в традиции почтенного британского жанра пролетарского кино.
В конце концов, работа есть работа — чем бы там ни приходилось заниматься. Джолин Доллар (Хейли Сквайрс) — локально известная порноактриса на пороге 35-летия, то есть ухода на пенсию или в режиссуру. Но пока у ее ног весь мир, она может опаздывать на съемку и в целом относиться к окружающим с покровительственной снисходительностью. Будучи абсолютной примой в студии, за ее пределами Джолин превращается в Хейли Барроуз — любящую жену и мать троих детей. И вот в один прекрасный день Джолин решает взять под крыло неоперившуюся начинающую актрису (Сиена Келли). На правах старшей она успокаивает девушку, обещает, что все будет хорошо, и рекомендует не соглашаться на съемки анального изнасилования. Через пару дней выясняется, что Эми все-таки обидели, а значит, придется бороться за ее права. Кроме того, в город прибыл порноактер Том Пэйн, с которым у Джолин есть темная история в прошлом. В довершение ко всему ее вызвали в школу, поскольку старшая дочь выложила в сеть интимное видео с бойфрендом. И, наконец, муж, долгие годы живший за счет Джолин, решил, что с него такой жизни хватит.
«Только для взрослых» начинается со сцены на автомойке — привычного антуража для порнофильма, однако Джолин использует время посещения сервиса исключительно для того, чтобы выложить что-нибудь в соцсети. Эти кадры сразу задают тон повествования — примерно так рассказывали свои истории про обездоленных Кен Лоуч и Майк Ли. Показать порноиндустрию как зону повышенных социальных и прочих рисков — идея не то чтобы очень свежая, но, безусловно, беспроигрышная. Борьба героини с системой, в которой женщины зарабатывают больше, но при этом фактически не защищены — сюжет драматический, но в то же время не стесняющийся некоторой естественной нелепости.
Несмотря на нарастающий с каждой серией драматизм (а Джолин/Хейли здесь в какой-то момент оказывается совсем на дне), в сериале много смешного. Комично выглядит съемочная рутина, смешно смотреть, как лица героев, привыкших на работе выражать гипертрофированные эмоции, пытаются изобразить что-то потоньше. Пиком же веселья оказывается появление Руперта Эверетта в роли заслуженного порнопродюсера. Есть здесь очень сильные сцены, как, например, разговор Джолин с директрисой школы. Героиня разражается пламенной тирадой о том, что она отличная мать и востребованный профессионал, но получает спокойную отповедь об особенностях детского восприятия и необходимости закончить карьеру ради дочери.
Есть и совсем остроумное измерение сюжета — в какой-то момент в дело оказывается втянута член парламента Стелла Мейтленд (Керри Гадлимен), на репутацию которой тоже только что плюхнулся скандал, связанный с порно. И именно в этой линии, пожалуй, главное достоинство сериала — готовность перестать замалчивать совершенно очевидные стороны жизни и способность увидеть их более или менее как есть, а не пытаться разглядеть за гениталиями какие-то совершенно ненужные в данном случае метафоры.
Легально сериал можно посмотреть на «КиноПоиск HD».
Фото: HBO