Геннадий Устиян

В триллере «Подай знак» Ченнинг Татум не понимает, почему женщины не хотят быть использованными

3 мин. на чтение

Официантке Фриде (актриса Наоми Эки больше всего известна исполнением роли Уитни Хьюстон в байопике двухлетней давности), девушке 33 несчастья, которая то заливает стол посетителей вином, то поскальзывается и падает на пол прямо посреди вечеринки, невероятно повезло. Валяясь на полу и пытаясь осознать свой позор, Фрида видит перед собой во плоти миллиардера Слейтера Кинга (Ченнинг Татум), за которым давно следит в соцсетях.

Слейтер помогает Фриде подняться, как принц, наткнувшийся на Золушку, слово за слово, и вот уже официантка с подругой летят на частный остров ее мечты. Она даже старается забыть, что миллиардера публично закэнселили феминистки за ставшие достоянием общественности сексуальные домогательства — деньги помогают закрывать глаза на тревожные звонки. К финалу «Подай знак» (в прокате США с 23 августа, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) превратится в хоррор с трупами, пожаром, ядовитыми змеями и моралью.

Плюсы:

— помните, когда Дональда Трампа избрали президентом, комментаторы писали его жене в соцсетях: «Мелания, если тебя держат в заложницах, подай знак, моргни дважды!» Название этого фильма стоит воспринимать в похожем контексте. Изначально картина называлась Pussy Island, но режиссер резонно предпочла менее прямолинейное и более ироничное название;

— «Подай знак» — режиссерский дебют актрисы Зои Кравиц, исполнительницы роли Женщины-кошки в последнем «Бэтмене» и дочери рок-звезды. Для дебюта это сильное кино, некоторые сцены сделаны со знанием дела и смелостью, которые могут себе позволить только уверенные в своих высказываниях люди. Вообще интересно, что когда известные актрисы берутся сейчас снимать в качестве режиссеров, они бескомпромиссно исследуют темы эксплуатации женщин (вспомните недавнюю антиутопию «Не беспокойся, дорогая» Оливии Уайлд) — какие-нибудь опытные женщины-режиссеры вроде Джейн Кэмпион или даже Софии Копполы обращались бы с похожим материалом тоньше и стыдливее;

— пользуясь положением знаменитости, Кравиц пригласила в свой фильм кучу звезд в неожиданных амплуа. В компании на миллиардерском острове можно заметить обладательницу «Оскара» Джину Дэвис (она играет Стейси, пиарщицу Слейтера Кинга), Кайла Маклахлена (в роли психотерапевта Рича), подросшего мальчика из «Шестого чувства» Хейли Джоела Осмента, Кристиана Слейтера, сыгравшего «того самого странного мужика» с отсутствующим мизинцем, который непонятно что делает в этой компании, 22-летнего Левона Хоука (сына Умы Турман и Итана Хоука). В общем, набор персонажей в поместье на острове такой, что и правда мало кто бы отказался провести там недельку;

— отличный Ченнинг Татум в роли почти карикатурного злодея, маскирующий настоящие намерения за разговорами о психоанализе и свойствах памяти (Кинг утверждает, что совсем не помнит первые десять лет своей жизни). Несмотря на то что Татум играет отрицательного персонажа, камера не может им не любоваться — что неудивительно, он давно встречается с Кравиц. Это как раз тот случай, когда главная звезда спит со своим режиссером и фильму это на пользу — деньги и правда бывают неотразимы;

— Зои Кравиц открыто смеется над лицемерием публичных покаяний богатых и знаменитых. Громкие извинения, произнесенные на камеру в правильных местах срывающимся голосом, превратились в ритуал, после которого «провинившийся» может вернуться к тому самому, за что его изначально «осудила» общественность, совершенно ничего не теряя. Видно, что «Подай знак» больше всего хочет быть похож на «Прочь» Джордана Пила, в свое время с бунюэлевской жесткостью показавшего лицемерие современного американского либерального мейнстрима (белые люди даже не осознают, насколько они расисты). У Кравиц черные заменены женщинами (Фрида к тому же и чернокожая, но в данном случае это не так важно). В ее фильме мужчины не изменились, они просто выучили все слова, которые сейчас, в XXI веке, хотят слышать женщины (и, как мы увидим в финале, женщины тоже кое-чему научились, играя по мужским правилам).

Минусы:

— почти всем перечисленным звездам достается так мало экранного времени, что смысла в их присутствии в кадре почти нет. Зачем приглашать отличную актрису Джину Дэвис и дать ей всего пару сцен, где почти не видно ее лица?

— Кравиц вроде как замахнулась на тему, которая была во всех новостях последних лет из-за финансиста Джеффри Эпштейна и его друзей, завозивших на похожий остров девушек, в том числе несовершеннолетних, на протяжении многих лет. Но, накидав схожих деталей, Кравиц резко меняет курс и попадает в жанровую ловушку хоррора, в котором есть обязательное финальное спасение, потому что главный злодей любит много болтать, а не действовать. В этом нет ничего плохого — все-таки перед нами развлекательный фильм, а не разоблачительный репортаж. Но это делает «Подай знак» эпигоном «Прочь», не дотягивающим до уровня предшественника — недостаточно просто намеков и издевок, взялся исследовать тему — иди до конца.

Фото: Amazon MGM Studios

Подписаться: