Еще лет пятнадцать назад новость о том, что режиссер «На игле» Дэнни Бойл снимет фильм по сценарию автора «Реальной любви» Ричарда Кертиса, могла бы показаться такой же невероятной, как и роман Йена Маккеллена с Тейлор Свифт.
Но времена меняются, с возрастом Бойл становится все более сентиментальным, и вот уже один из самых передовых британских режиссеров экранизирует текст одного из самых консервативных британских сценаристов.
Главный герой, неудачливый музыкант Джек Малик (Химеш Патель), во время масштабного блэкаута попадает со своим велосипедом под автобус (похожая история случилась с Полом Маккартни в 1966-м в Ливерпуле), а придя в себя, обнаруживает, что никто, кроме него, не знает группу «Битлз» — даже гугл в ответ на запрос предлагает почитать про жуков.
Малик (то, что он пакистанец, только придает его исполнению песен «Битлз» новый смысл и даже свежесть) выдает «Hey Jude», «Let It Be» и остальное сочиненное ливерпульской четверкой за свое и быстро благодаря хищнице-менеджеру (очень смешная в своей гротескности Кейт Маккиннон) становится популярнее Эда Ширана, с которым выступает на камерном концерте в Москве, где исполняет, естественно, «Back in the USSR» (да, это не самый тонкий фильм, зато есть шутка о том, что песня была написана, когда USSR еще существовал).
Вся фэнтезийная часть про «Битлз» сделана прекрасно. Проблемы начинаются в той части, в которой особенно силен Кертис — когда дело доходит до романтики. Только в странном мире фильмов по его сценариям может такое случиться, что друзья детства, гетеросексуальный мужчина и гетеросексуальная женщина, видятся каждый день, хотят друг друга, но когда наконец дело доходит до первого секса, оба пугаются этого, как клоуна из «Оно». Это просто крайне неубедительно, как бы кинематографисты ни твердили, что отложенный секс в кино поддерживает зрительское напряжение. Скорее зрительское ощущение, что его держат за идиота.
Британское кино сейчас вообще переживает подъем за счет эксплуатации карьер родных рок-звезд. Даже странно, что новый фильм о «Битлз» (не то чтобы это первый, конечно) вышел позже «Богемской рапсодии» и «Рокетмена». Но прелесть Yesterday (в кинотеатрах с 19 сентября) в том, что это не байопик «Битлз». Этот фильм гораздо изящнее, он о том, как мы заново открываем для себя любимые песни после того, как их забыли, в то время как байопики Фредди Меркьюри и Элтона Джона были, в общем, разыгранными по ролям страницами из «Википедии».
Есть еще один важный момент, о котором говорят Бойл с Кертисом. Возможно, ругать современный шоу-бизнес, где на один настоящий талант (даже и самозванный, как в случае с Джеком Маликом) приходится миллион бездарных менеджеров, которые к тому же требуют к себе уважения, не самая свежая идея, но когда речь идет о феномене вроде «Битлз», степень нынешнего кризиса и тупиковости поп-культуры становится очевидной. Хорошо, что у Бойла при обращении к музыке любимой с детства группы все же сохранился юношеский задор, благодаря которому в Yesterday появляются шутки вроде «Чудеса все-таки иногда случаются. Как иначе Бенедикт Камбербэтч стал секс-символом?».
Фото: UPI