Сразу после премьеры в День независимости Америки 4 июля «Звук свободы» стал тем неожиданным фильмом, который тихо бы прошел в прокате, если бы не поднявшийся вокруг него шум с обеих сторон политического спектра. Крайне правые провозгласили картину Алехандро Монтеверде чем-то вроде манифеста, мол, вот наконец появилось правдивое кино об эксплуатации простого трудового человека коррумпированными правительствами (которые в фильме между тем не показаны). Левые, в первую очередь критики, пишущие в главные (то есть либеральные) издания США, нашли фильм фальшивым и манипулятивным.
Как обычно и бывает в случаях, когда какое-то произведение искусства вдруг поляризует общество, эти страсти пошли «Звуку свободы» только на пользу — он собрал в прокате больше 190 млн долларов (учитывая, что бюджет составил 14,5 млн, «Звук свободы» стал одной из самых успешных картин в истории кино независимого производства и проката, то есть без участия основных голливудских студий). Люди встали и пошли в кино, чтобы самим разобраться, из-за чего такой шум. 14 сентября фильм выходит в прокат России, в которой происходят совсем другие культурные войны.
Плюсы:
— фильм основан на реальной истории, что сразу отменяет претензии в истеричном преувеличении показываемой проблемы. Специальный агент министерства внутренней безопасности США Тим Баллард (Джим Кэвизел, сыгравший в 2004-м Иисуса в «Страстях Христовых» Мела Гибсона) за 12 лет службы арестовал около 280 педофилов, иногда выдавая себя за одного из них, чтобы втереться в доверие. Задерживая очередного распространителя детской порнографии, Баллард спасает восьмилетнего мальчика Мигеля Агелара, который говорит ему, что его 11-летняя сестра Росио по-прежнему в руках преступной банды торговцев детьми — обоих похитила из-под носа отца бывшая королева красоты Кэти-Жизель (Йессика Боррото), выдающая себя за агента модельного агентства. Баллард становится одержим миссией спасти Росио, даже если ради этого придется рискнуть жизнью и поехать в джунгли Колумбии к повстанцам и торговцам кокаином, куда девочку продали как секс-рабыню;
— фильм был снят еще несколько лет назад, но крупные студии, включая Disney, отказались его прокатывать из-за табуированной темы торговли детьми. Репутация отвергнутого правдоруба оказалась прокатной судьбе «Звука свободы» только на пользу — он прошел в кинотеатрах под обвинения очень активных (и в основном анонимных) в интернете сторонников теории заговора о клике сатанистов-педофилов QAnon, которая покрывает либеральный истеблишмент, куда входят даже голливудские кинозвезды и члены британской королевской семьи. Исполнитель главной роли Джим Кэвизел только подлил масла в огонь, призывая зрителей в конце фильма помочь фонду Балларда деньгами и утверждая в интервью, что «Звук свободы» сделает для борьбы с современной работорговлей то же самое, что и «Хижина дяди Тома» для уничтожения рабства в XIX веке — считается, что резонанс от книги стал одной из причин Гражданской войны. Фильм поддержали Илон Маск и, естественно, борец с «глубинным государством» Дональд Трамп, так что феномен «Звука свободы» в том, что он среди прочего вывел теорию заговора QAnon в мейнстрим;
— но интересно, что сам фильм не имеет ничего общего с раздутой вокруг него шумихой. Это рядовой, ничем не примечательный триллер о герое-добровольце, который предпочел уволиться с работы и рискнуть жизнью, чтобы спасти ребенка, которого даже никогда не видел. «Звук свободы» только бы выиграл, если бы его авторы проявили больше вкуса и снизили градус пафоса в таких моментах, когда, например, Баллард торжественно отвечает на вопрос, почему так предан своей миссии: «Дети Божьи не для продажи» (зрители и так в курсе). Такая история, конечно, заслуживает фильма, который бы показал, что картины о настоящих, реальных героях могут принести больше денег, чем бесконечные марвеловские блокбастеры, производство которых стоит в десятки раз больше и которые в последнее время, кстати, недособирают в прокате.
Минусы:
— это схематичное, местами очень грубо сделанное кино. Интересно, что будь оно поставлено не настолько прямолинейно в лоб, оно бы произвело гораздо больший эффект — хорошие фильмы остаются в истории как произведения искусства, о средних на жареную тему забывают через полгода;
— присутствие бедной Миры Сорвино на экране в роли жены Балларда Кэтрин сведено к трем коротким сценам и одной реплике, в которой она благословляет мужа на опасную миссию. Обладательницы «Оскара» заслуживают большего;
— в общем, коммерческий успех «Звука свободы» можно считать важным уроком Голливуду не бояться табуированных тем и снимать фильмы, показывающие неудобную правду. Даже если вам не понравится сам фильм, против факта, что в наше время жертв работорговли больше, чем во времена рабовладельческого строя, не попрешь.
Фото: «Атмосфера кино»