, 2 мин. на чтение

«Ванда/Вижн» пытается уйти от канона Marvel и в то же время анонсировать его будущее

Сложно в это поверить, но «Мстители» не появлялись на экранах уже полтора года. И виной тому не только пандемия, но и подготовка к запуску четвертой фазы киновселенной Marvel.

Продолжительный перерыв объясняется, очевидно, еще и тем, что команда рассталась с Тони Старком (Роберт Дауни-младший), который с самого первого цикла был безусловным лидером как на уровне сюжета, так и в смысле контроля над зрительскими симпатиями. Несмотря на множество выпущенных фильмов, занять место Железного человека не смогли ни Тор, ни Капитан Америка. Единственным выходом была многополярность, которая, вероятно, и станет сквозной темой очередной эпохи. Начать ее решено с освоения новых территорий: «Ванда/Вижн» — не единственный телепроект киновселенной, впереди сериалы про Локи, Сокола и Зимнего солдата.

Итак, спустя три года после событий фильма «Мстители: Финал» Алая Ведьма Ванда Максимоф (Элизабет Олсен) и андроид Вижн (Пол Беттани) заселяются в аккуратный домик в городке Вествью. В целях конспирации они изображают обычных людей (Вижн даже превращается в настоящего, не красного, Беттани), но что-то все время идет не так. То соседи едва не становятся свидетелями кулинарного телекинеза Ванды, то Вижн, пожевав жвачку, устраивает представление в жанре «факир был пьян». Действие до определенного момента разворачивается в черно-белой палитре, а из-за кадра хохочут невидимые зрители, но в этом оммаже классическим американским ситкомам очевидно что-то не так. И вот на монохромную лужайку неожиданно залетает разноцветный вертолетный дрон организации «М.Е.Ч.», а к Ванде вдруг обращается радиоприемник.

Первые три серии «Ванды/Вижна» выглядели обескураживающе странным ретро, а предварявшие премьеры трейлеры только еще больше путали. Ассоциации с фильмами Дэвида Линча (от «Твин Пикса» до так толком и не снятого ситкома «Кролики») напрашиваются, но на практике к «Ванде/Вижну» отношения не имеют. Линчевское визионерство плохо вяжется с реальностью мужчин и женщин в трико — разве что в качестве вставной новеллы или дурного сна. Поклонники исходных комиксов Marvel почти сразу после начала показа стали выдвигать разнообразные теории, но продюсер Кевин Файги неоднократно обманывал ожидания гиков, так что оставалось дожидаться прояснения по ходу просмотра.

К четвертому эпизоду сериал вышел в привычную по фильмам Marvel действительность и, судя по всему, пресловутая четвертая фаза посвящена концепции множественных миров. Создатели уже даже сказали, что сюжетно «Ванда/Вижн» напрямую связан с фильмом «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», который должен выйти в прокат в следующем году.

Смотреть на все это любопытно, но пока что довольно странно. Складывается ощущение, что Marvel, несмотря на кассовые сборы, несколько стесняется своего происхождения. Именно с этим связан постмодернистский выверт, лежащий в основе эстетики сериала. Это совсем не артхаус, но здесь очень долго почти ничего не понятно, а смотреть на происходящее на экране временами дискомфортно. Странные крупные планы, психоделический монтаж, постоянные сбои матрицы, загадочные финальные титры, мерзкий закадровый смех (первую серию даже снимали с живой аудиторией). В конце концов, мы же помним, что Вижн погиб в прошлом фильме, а здесь он почему-то жив и здоров.

С другой стороны, продолжение линейки продукции Disney+ интригует: претензии на высокое искусство выглядят аляповато, но все же интересно, насколько Marvel удастся перенести свой дорогой луна-парк на телеэкраны. Другое дело, что зрителям из мира, где год начался штурмом Капитолия людьми с рогами и в шкурах, безумие «Ванды/Вижна» может показаться несколько чрезмерным.

Фото: Walt Disney Television