«Веди себя прилично» играет на страхе любого родителя потерять ребенка
Питер (Джеймс Нортон) и Мэдди (Нив Алгар) — молодые родители, которые едва сводят концы с концами и души не чают в сыне Тео. Пока Мэдди руководит собственным рестораном, Питер, бросивший журналистскую карьеру, сидит с ребенком и подрабатывает садовником. Однажды они выясняют, что из-за ошибки в роддоме они все это время растили чужого ребенка.
Вскоре на пороге появляется обаятельный Майлз (Джеймс МакАрдл) — успешный архитектор, в доме которого под опекой жены Люси (Джессика Браун-Финдли) растет настоящий сын Питера и Мэдди. Встретившись, чтобы обсудить ситуацию, две семьи решают не травмировать детей и для начала подружиться домами. Однако вскоре выясняется, что улыбчивый Майлз — психопат, который хочет прибрать к рукам обоих мальчиков.
Сериал британского канала ITV «Веди себя прилично» сразу и безошибочно напоминает другой хит прошлого года — триллер «Не говори никому» с Джеймсом Макэвоем. Здесь и сюжет, в котором одна семья пытается забрать себе жизнь другой, и повелительное наклонение в заголовке, и приятные пейзажи провинциальной Великобритании. Сравнения абсолютно правомерны, но при этом не делают просмотр шоу скучным или предсказуемым. «Веди себя прилично» поставлен по одноименному роману Тони Стронга, написанного под псевдонимом Дж. П. Делейни. Заметим, что под именем Энтони Капелла тот же автор пишет любовно-гастрономические романы, а Делейни нужен Стронгу как автор успешных триллеров. Два года назад по его книге вышел сериал «Предшественница», где одним из героев тоже был архитектор с маниакальными наклонностями.
Часть критиков разругала «Веди себя прилично» за неправдоподобный сюжет, однако бывший копирайтер Стронг очевидно лучше прессы знает, что нужно зрителю: на IMDb у шоу оценка 7.1. Делейни предлагает острые и слегка параноидальные истории, в которых при этом хватает и свежего воздуха, и резких поворотов. Во времена, когда шоураннеры стараются быть прижимистыми, чтобы растянуть элементарную коллизию на пять сезонов, такая щедрость практически бесценна.
От режиссера Кейт Хьюитт («Такая жизнь») требовалось лишь аранжировать сюжет о детях-подменышах Делейни таким образом, чтобы выдержать баланс между комфортом и нарастающим напряжением. Впрочем, болезненный конфликт, связанный с разделом перепутанных мальчиков, служит здесь лишь надежной завязкой. На практике дети фактически не участвуют в сюжете. Разборки родителей, которые в какой-то момент переходят грань законности, почти подчеркнуто не занимают мальчиков, которые просто все время хотят играть. Пожалуй, это единственная действительно не очень правдоподобная часть сериала.
В фокусе Хьюитт не дети и даже не семьи, а вполне понятный сюжет о мужском соперничестве. Внешне мягкий и уютный Майлз навязывает взмыленному, похожему на усталого ретривера Питеру дискуссию о том, кто тут настоящий альфа-самец. Эту линию Хьюитт проводит ненавязчиво, но твердо, не закрывая при этом глаза на пресловутый кризис маскулинности. На практике это означает, что набыченные самцы никак не могут толком выяснить отношения и угрюмо толкаются, пока в дело не вступят жены — именно женщины ближе к финалу выходят на первый план. Настоящие героини поневоле в этой истории — затюканная брюнетка Люси и Мэдди, блондинка-ресторатор на грани нервного срыва.
Благодаря четырехсерийному хронометражу у каждого из центрального квартета здесь есть время и место, чтобы проявить себя. Возможность внимательно рассмотреть героев оказывается гарантией того, что шоу до конца остается драматическим, не превращаясь в басню о нравах, которых на современном телевидении и так хватает. В этом смысле «Веди себя прилично» выигрывает и у «Не говори никому». Здесь нет ярких клоунских выходов, которыми удерживал внимание Макэвой, зато есть отличные, точные актерские работы. Особенно запоминаются Нив Алгар и Джеймс Нортон — яркие (в том числе внешне) актеры, у которых есть все шансы в ближайшие годы выйти из тени второго плана и стать большими звездами.
Фото: ITV