Целых пять «Пиратов Карибского моря» сыграли злую шутку с одним из любимых актеров поколения 40–50-летних.
Джонни Депп по иронии получил свою первую номинацию на «Оскар» в 2004-м за роль Джека Воробья, а не за Эда Вуда или Рауля Дюка раньше, и последовавшие четыре сиквела и все больше растущие гонорары и проценты с проката не давали актеру соскочить с этого пиратского корабля, пока он еще не дал течь. Скандалы с бывшей женой Эмбер Херд показали Деппа неуравновешенным абьюзером, и к двум «Фантастическим тварям» бывший секс-символ 1990-х стал выглядеть как потертый памятник себе. Но когда Депп между мегафраншизами снимается в фильмах поскромнее, можно вспомнить, за что его всегда любили зрители.
Как у каждой кинозвезды, у Деппа есть набор фирменных приемов, которые он показывает на экране часто и с явным удовольствием. Личный друг многих знаменитых покойников-смутьянов, в том числе Марлона Брандо и Хантера Томпсона, Депп в свои сильно за 50 тяготеет к ролям вышедших в тираж развалин, которые еще способны на широкий жест. В недавнем «Профессоре» (в российском прокате — «Во все тяжкое») он играл больного раком преподавателя университета, который устал играть предписанную обществом роль. В «Великом» Депп играет реально жившего персонажа — фотожурналиста Юджина Смита, который в свои 53 года, после нескольких десятилетий тяжелой, а иногда и опасной работы, переживает экзистенциальный кризис.
Прославившись фоторепортажами времен Второй мировой, Смит почувствовал себя ненужным к началу 1970-х, в эпоху легких развлечений, о которых стали писать и снимать журналы. И как раз когда нужно было в очередной раз искать деньги, чтобы хоть заплатить за квартиру, на его пороге появилась японка Эйлин (Минами), уговаривающая его поехать в прибрежный городок Минамата сделать репортаж о местном производителе химикатов Tisso, который сливает в воду ртуть. Желчный мизантроп Смит знакомится с жертвами экологической катастрофы — больным мальчиком Сигэру, которого соглашается учить снимать, и немой и слепой от рождения дочерью соседей — и обычная командировка превращается для него в последнее важное в жизни дело.
Режиссер Эндрю Левитас снимает не просто фильмы — он экранизирует общественные дискуссии. В его предыдущей картине, режиссерском дебюте «Колыбельная», Левитас поднимал вопрос о добровольном уходе из жизни, сумев собрать звездную команду — Гарретта Хедлунда, Ричарда Дженкинса, Эми Адамс и Дженнифер Хадсон. В «Великом» Левитас бичует жадные корпорации, которые не просто травят людей, но и избегают платить им компенсации даже после судебных решений. Считается, что именно после фото Смита «Томоко Уемура в ванной» в журнале Life и последовавшей международной огласки Tisso все же начала выплачивать компенсации жертвам отравлений — так Смит, еще недавно чувствовавший себя никому не нужным бронтозавром, вернулся в гущу событий и помог реальным людям.
«Великий» (в кинотеатрах с 22 апреля), что называется, фильм, снятый с наилучшими побуждениями. Но Левитас все же неопытный режиссер, его благие намерения перевешивают умение рассказывать историю увлекательно. Кино снято в одной горестной интонации, только однажды Смиту удается пошутить, когда его после ночи пьянства будит Сигэру: «Есть пистолет или аспирин?» К Деппу вообще нет вопросов — работа в таких скромных по бюджету, но не по поднятым вопросам фильмах как будто освобождает его от необходимости играть самого себя, кинозвезду Джонни Деппа, каким он иногда бывает, например в «Убийстве в Восточном экспрессе» или в тех же «Пиратах Карибского моря». Смотришь на этого седого уставшего старика и ловишь себя на мысли: «Неужели это тот самый человек, который шокировал домохозяек 1950-х в “Плаксе” три с лишним десятилетия назад?»
Фото: «Экспонента»