«Веном: Последний танец»: как один немолодой уже мужчина бросил пить
После такого количества провалов кинокомиксов за последний год («Марвелы», «Мадам Паутина», «Джокер», в общем, почти все, кроме «Дедпула и Росомахи») жанр, еще недавно бывший надежно защищенным от критики народной любовью и высокими кассовыми сборами, принято ругать, и за дело. На этом фоне третий «Веном» (в международном прокате с 25 октября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов), в самом названии которого уже содержится обещание прощания, уходит, поджав свой черный инопланетный хвост, зная, что его мало кто будет оплакивать (вторая часть 2021 года собрала в мировом прокате на 350 млн долларов меньше первой в 2018-м). И все же хочется сказать для начала несколько добрых слов, потому что так не бывает, чтобы все было совсем плохо.
Плюсы:
— кинокомиксы не тот жанр, куда актеры идут за номинациями на «Оскар», но трилогия о Веноме дает нам возможность увидеть, насколько хороший актер Том Харди (хотя все и так знали). Он играет и журналиста Эдди Брока, и его же, но с Веномом в качестве паразита, и самого Венома (во всяком случае, озвучивает). Из всех супергероев (или, скорее, суперзлодеев) Брок максимально приближен к реальной жизни — можно сказать, что Харди играет человека, который хочет поступить правильно, но сложная людская натура постоянно тянет его к саморазрушению. Учитывая, что Эдди постоянно жалуется на похмелье, можно также сказать, что перед нами самый дорогой фильм (бюджет — 120 млн долларов) о том, как мужчина среднего возраста пытается бросить для начала хотя бы пить;
— этот кинокомикс по жанру скорее бадди-муви и даже роуд-муви, причем самая интересная сюжетная линия происходит как раз в дороге — обвиненный в убийстве детектива Маллигана, произошедшем во второй части, Брок с Веномом внутри решает пересечь Америку (с копами, военными, учеными и гигантской инопланетной гадиной на хвосте), добраться до Нью-Йорка и попытаться шантажировать там судью, чтобы тот обелил его (их?) имя. Ну и, конечно, заодно посмотреть вблизи на статую Свободы, то есть Брок и его симбиот Веном в чем-то ведут себя как обычные восторженные туристы, а не как оголтелые рецидивисты. По дороге они знакомятся с семьей хиппи во главе с Мартином (игравший злодея в очередном фильме о Человеке-пауке Рис Ифанс для разнообразия здесь не мутант, а обычный классный дядька, за что отдельное большое спасибо), которая едет на военно-воздушную базу в Неваде, где, по теории заговоров, держат инопланетян (то, что они увидят ближе к финалу, превзойдет все их ожидания). Это время, проведенное Броком и Веномом с настоящими нормальными людьми, гораздо интереснее смотреть, чем весь экшн со спецэффектами. На контрасте эти сцены показывают человечность героев и полный абсурд остальной комиксовой «реальности».
Минусы:
— ничтожный неинтересный главный злодей Налл (озвученный в оригинале Энди Серкисом), которого нам так и не показывают;
— Мишель Уильямс, сыгравшая девушку Брока в предыдущих двух фильмах, здесь очень красноречиво отсутствует даже в его воспоминаниях — видно, что ей предложили так мало денег за очередное позорище, что актриса рассталась со своей ролью не на дружеской ноте;
— «Веному» очень бы не помешало оказаться смешным, но нет, рядом с Дедпулом он лишенный чувства юмора зануда;
— да, здесь действительно есть «последний танец» — Венома с второстепенной героиней Миссис Чен. Танцуют под «Dancing Queen» «Аббы», и Брок (и заодно и мы тоже) корчится от этого нелепого зрелища;
— сняла фильм дебютантка в режиссуре Келли Марсел, написавшая сценарии предыдущих двух частей. Проблема в том, что здесь слабы и сценарий, и режиссура. В «Веноме 3» в принципе нет повествовательной логики: герои едут шантажировать судью, но по дороге забывают, зачем — на экране мы его так и не увидим. Появление единственной девушки — доктора Пейн (Джуно Темпл) не имеет смысла, что она здесь делает, не очень понятно, точно так же, как и хороший актер Чиветел Эджиофор в неблагодарной роли военного, идущего по следу Венома. Это просто набор сцен, а не фильм, здесь никто не понимает, зачем он здесь находится. Чтобы узнать, как это снималось, можно посмотреть комедийный сериал «Франшиза», где очень точно показано, как актеры морщатся от стыда, произнося бессмысленные детские слова вроде «кортекс» (очередное орудие для порабощения мира);
— мы любим блокбастеры за то, что они сняты задорого и с масштабом. Но в «Веноме 3» вместо, например, зрелищной битвы в Париже разносят отель «Париж» в Лас-Вегасе. Ставки скукожились, в Голливуде теперь нет денег на настоящий Париж, остались только на его вульгарный суррогат;
— третий фильм обещает быть последним, но любой человек, хоть как-то знакомый с вселенной Marvel (Веном — злодей из комикса про Человека-паука), в курсе, что финал здесь — понятие подвижное. Все зависит от прокатных сборов, и если они будут хорошими, всех воскресят, омолодят или поменяют и возьмутся за старое. Осознание этого факта значительно снижает ценность происходящего на экране. Пусть Том Харди получит хорошую роль, но другую.
Фото: Sony Pictures Releasing