Сценарист, режиссер и продюсер (кстати, среди прочего первого «Чужого» и его продолжений) Уолтер Хилл родился в далеком 1942 году и хорошо помнит эпоху расцвета классического вестерна.
За свою долгую карьеру он снял несколько боевиков («48 часов», «Красная жара»), которые стали классикой жанра и вдохновляют экшн-режиссеров и сейчас. Поэтому кому еще снимать вестерн в эпоху, когда после «Джанго освобожденного» Тарантино в вестерне вроде бы сказать нечего? Но Хилл погружается в условности жанра с таким энтузиазмом, что кажется, перед нами ответ Тарантино и попытка вернуть вестерн к истокам.
Плюсы:
— Уолтер Хилл собрал хороших актеров — от Бенджамина Брэтта в роли главаря мексиканской банды Тиберио Варгаса до Рэйчел Броснахэн из сериала «Удивительная миссис Мэйзел», сыгравшей здесь эмансипированную жену богатого подонка Рэйчел Кидд. Приглашая двух других актеров, Хилл явно подмигивал зрителю. Уиллем Дефо, сыгравший в «Умереть за доллар» картежника и конокрада Джо Криббенса, в начале своей карьеры исполнил роль злодея в «Улицах в огне» 1984 года своего старого знакомого Хилла. А Кристоф Вальц, ставший фирменным знаком фильмов Тарантино (и получивший «Оскары» за обе роли у него), снова играет в «Умереть за доллар» охотника за головами, как в «Джанго освобожденном». Нет, все-таки Уолтер Хилл явно находится в каком-то своем диалоге с Тарантино;
— муж похищенной Рэйчел, влиятельный бизнесмен Мартин Кидд (Хэмиш Линклейтер), нанимает охотника за головами Макса Борланда за 2000 долларов (большие деньги для 1897 года!), чтобы тот арестовал ее похитителя, чернокожего дезертира Илайджу Джонса (Брэндон Скотт), и вернул супругу домой. Борланд пускается в путь в сопровождении помощника, сержанта Алонсо По (Уоррен Берк), который служил с Джонсом и очень хорошо его знает. У Джонса помимо прочего какие-то общие дела с мексиканским бандитом Тиберио Варгасом, не терпящим чужаков на своей земле. Ну и, как всегда это бывает, не вовремя из тюрьмы выходит мошенник Криббенс, отсидевший пять лет из-за Борланда и мечтающий о мести. Из этого клубка противоречивых интересов Борланду нужно выбраться живым и при этом еще и сохранить свои моральные принципы, что не так легко, учитывая количество желающих его смерти и величину суммы, которую можно и упустить;
— перед нами классический старомодный вестерн, каких не снимали с 1950-х — такой, где есть обязательная сцена с заездом всадника на лошади в салун, где камера особенно любовно следит за падающим в фонтан на площади бандитом, а два оставшихся в живых человека обязательно устроят перестрелку, потому что в таких фильмах должен остаться на ногах один герой, не больше;
— «Умереть за доллар» (в прокате США с 30 сентября, в российских кинотеатрах с 13 октября) как будто хочет подправить «Джанго освобожденного» и в расовом вопросе. И сбежавший с учительницей чернокожий Джонс, и помогающий законнику сержант По показаны с симпатией, но все равно это вспомогательные персонажи, будто вернувшиеся на свои традиционные жанровые места в общей картине благодаря Хиллу. Перед нами скорее не попытка сказать новое слово в жанре, а тщательная его реконструкция.
Минусы:
— все в кадре, кажется, слегка скучают, как в гостях у любимого старого дяди — вроде отказаться заехать было неприлично, но в вестерне у Тарантино было бы веселее.
Фото: Парадиз