Геннадий Устиян

«Виды доброты» Лантимоса скорее можно назвать «Видами доведения зрителей до белого каления»

3 мин. на чтение

Первое, что может удивить в «Видах доброты» (в прокате США с 28 июня, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) — здесь нет особо никакой доброты, разве что когда герои предлагают устроить оргию (можно ли это считать вообще интересным предложением? В конце концов не все соглашаются). У Лантимоса человек всегда делает в жизни не то, не тогда и не с теми. Фильм состоит из трех новелл, и объединяет их то, что герои всех или планируют устроить оргию, или смотрят старые видео со своим участием в ней.

Плюсы:

— конечно, не только вечная готовность к оргии объединяет три новеллы Йоргоса Лантимоса. Кажется, что режиссер быстренько, заканчивая в прошлом году «Бедных-несчастных», параллельно решил чем-то занять тех же актеров (Эмму Стоун, Уиллема Дефо и Маргарет Куолли), которые уже сформировали постоянную труппу его любимых исполнителей, и присоединившихся к ним Джесси Племонса, Хонг Чау и Джо Элвин (на самом деле так примерно и было);

— кроме актеров и оргий три новеллы объединяет то, что герои обязательно рассказывают свои сны. Учитывая, что весь фильм начинается под знаменитую песню из 1980-х «Sweet Dreams Are Made Of This» Eurhythmics, получается, что перед нами зрелище, где невообразимые сны не всегда превосходят в абсурдности реальность;

— еще одно общее в этом фильме с тремя разными, ничем сюжетно не связанными историями — второстепенный герой по имени РФМ (его играет старый приятель Лантимоса и земляк-грек Йоргос Стефанакос). Главы называются «РМФ умирает», «РМФ летает» и «РМФ ест сэндвич», и тот факт, что этот персонаж находится где-то на обочине сюжета, добавляет фильму безумия. Возможно, РМФ, раз его играет друг Лантимоса — это сам режиссер, человек, который наблюдает за происходящим со стороны или, наоборот, и является главным героем, а все эти кинозвезды с их проблемами — лишь статисты в его истории;

— если в «Видах доброты» и есть персонаж, которого можно назвать главным героем, то это Джесси Племонс, получивший за сразу три сыгранные здесь роли актерский приз Каннского кинофестиваля в мае этого года. Племонс с его внешностью простоватого парня в последние годы берет высоты, о которых мечтают актеры поизвестнее. Он снялся в последних фильмах Мартина Скорсезе («Ирландец», «Убийцы цветочной луны») и Джейн Кэмпион («Власть пса»). Обычно он играет честного полицейского или верного скучного мужа, пока не появился в недавнем «Падении империи» Алекса Гарленда в роли солдафона-палача. Его герой в первой главе «Видов доброты» Роберт покорно выполняет все рекомендации и требования начальника Рэймонда (Уиллем Дефо), которому он всем обязан. Но в какой-то момент Роберт взбрыкивает, отказывается выполнить приказ и тут же сожалеет об этом. Племонсу идеально удаются не замечаемые никем до поры до времени персонажи, у которых вот-вот лопнет терпение. Когда его герой из второй главы, полицейский Дэниел, убедит себя, что его жену Лиз (Эмма Стоун) подменили во время рабочей экспедиции по изучению рифов, он тут же перестанет быть примерным мужем;

— что касается Эммы Стоун, то после ее победы на «Оскаре» в этом году за главную роль в «Бедных-несчастных» она явно задержится в «постоянной труппе» Лантимоса, тем более что она уже играла выскочку-фрейлину в его «Фаворитке». В данном случае актриса, ждущая от режиссера интересных задач, нашла в лице Лантимоса партнера по оружию. У обоих есть склонность к эксцентрике и абсурдизму, и мы уже убеждались в том, что результат их совместной работы высекает почти шедевры.

Минусы:

— есть как бы два Йоргоса Лантимоса. Легкий, остроумный и язвительный автор «Фаворитки» и «Бедных-несчастных», в которых такая бесстрашная актриса, как Эмма Стоун, может подняться над средним уровнем среднестатистического голливудского материала. И есть Лантимос — создатель «Клыка» и «Убийства священного оленя», угрюмо выносящий приговор сегодняшнему обществу (что легко объяснимо — первые два фильма сняты по сценариям Тони Макнамары, последние два написаны Эфтимисом Филиппу). Широкой аудитории, конечно, ближе первый, потому что этот Лантимос стремится ее развлечь. «Виды доброты» снял второй, тот самый, от чьих не всегда понятно изложенных нравоучений хочется отмахнуться;

— что бы ни происходило на экране, какие бы на нем ни рассказывались интересные истории и как бы хорошо ни играли актеры, после двух часов 45 минут — а столько длится фильм — на финальных титрах испытываешь облегчение.

Фото: Searchlight Pictures

Подписаться: