«Вне себя» — едва ли не самый смелый и уж точно мало на что похожий отечественный сериал года
Дмитрий Озерецкий (Евгений Стычкин) — финансовый аналитик в московской компании. Острый ум позволяет ему блестяще решать инвестиционные головоломки, на него засматривается начальница (Анна Котова-Дерябина), но жить мешает секрет, которым так сходу ни с кем, кроме психотерапевта, и не поделишься.
В кабинете специалиста (Елена Морозова) Озерецкий признается, что за ним постоянно ходят фантомы погибших (предположительно) по его вине людей. Основных двое — бывшая жена Марина (Елена Лядова) и усатый оперативник Игорь (Евгений Цыганов). Два года назад их нашли мертвыми при невыясненных обстоятельствах, которых Озерецкий почему-то не помнит.
Кроме них за Димой ходит мертвая мексиканка Мадлен (Энджи Сепеда) и еще некоторое количество людей вроде покончившего с собой жулика, которому Озерецкий отказал в финансировании. В какой-то момент выясняется, что в одной из московских квартир есть кладовка, которую герой под завязку забил деньгами в прошлой жизни. При обнаружении тайника за Дмитрием начинают охотиться менты и бандиты, так что теперь ему совершенно необходимо вспомнить все, что он так непредусмотрительно позабыл.
Если летний фестивальный сезон сделал главным лицом русского кино Юрия Борисова, то осенние телепремьеры уже превратили в такового (на соответствующем поле, разумеется) Евгения Стычкина. «Вне себя» для актера — третья подряд яркая премьера, причем в одной из трех (сериале «Контакт») Стычкин дебютировал в качестве режиссера. Российское кино давно разобралось с обновлением молодых артистов, но вот зрелого героя (какими были в свое время Олег Янковский или Андрей Мягков) давно не хватало. Некоторое время на эту роль претендовал Владимир Мишуков, но в последнее время он слишком увлекся амплуа перверсивного олигарха («Содержанки», «Пропавшая») и сошел с дистанции. Стычкин же, напротив, очевидно сумел перезагрузить свою карьеру, сменив образ с рубахи-парня на мятущегося трикстера.
«Вне себя» в этом смысле не вполне запланированно рифмуется с прошедшим недавно сериалом «Алиби», который в реальности был снят значительно раньше. В обоих случаях герои Стычкина — аферисты, столкнувшиеся с необходимостью отвечать за природную изворотливость. Стычкин в этом качестве крайне убедителен, но в сериале ТНТ в нагрузку ему дано еще и психическое расстройство, олицетворением которого выступают герои Цыганова и Лядовой, давно не получавшие ролей, столь располагающих к эксцентрике.
Здесь необходимо упомянуть и еще одного важнейшего участника предприятия — продюсера Александра Дулерайна, который стал на «Вне себя» шоураннером. Именно под руководством Дулерайна канал ТНТ стал лидером по производству сериалов, превосходящих по качеству среднюю российскую телепродукцию. «Вне себя» в свою очередь едва ли не самый смелый и уж точно мало на что похожий отечественный проект года, по крайней мере с точки зрения языка повествования. Начавшись как черная комедия, к финалу сериал двигается все ближе к криминальной драме с ощутимым сюрреалистическим оттенком. Идей здесь столько, что при иной ситуации в индустрии «Вне себя» наверняка растянулся бы сезонов на пять. Эта насыщенность временами приводит к некоторой поверхностности, недокрученности отдельных линий. Однако задор, с которым сделаны эти восемь серий, своей заразительностью перекрывает недостатки. И если Netflix купил для показа «Эпидемию», то «Вне себя» легко представить в виде телеформата, которым вполне могут заинтересоваться западные стриминговые гиганты.
Фото: канал ТНТ