В конце каждого года, в «оскаровский» сезон, американское кино переживает приступы ностальгии — Стивен Спилберг в «Фабельманах» вспоминает свое детство в 1950-х, а Ной Баумбах экранизировал книгу Дона Делилло «Белый шум» из 1980-х.
Действие «Времени Армагеддона» происходит в 1980 году, но режиссер Джеймс Грей не просто хочет вспомнить детство, ему хочется связать свои детские переживания с современностью, посмотреть нынешним взглядом на действия людей из сорокалетнего прошлого — не зря в фильме выведен Фред Трамп, отец недавнего президента США, и его сестра Марианна Трамп (ее играет в ярком камео Джессика Честейн).
Джеймс Грей занимает в американском кино уникальную нишу. Родившийся в Нью-Йорке режиссер сделал свой родной город фоном «Маленькой Одессы» и «Иммигранта», и одновременно он же один из самых интересных исследователей мужских неврозов — именно в его предыдущем фильме «К звездам» Брэд Питт анализировал свои отношения с отцом. Во «Времени Армагеддона» темы нью-йоркской жизни и становления современного мужчины сплелись.
Мечтательный шестиклассник Пол Графф (Бэнкс Репета) ходит в обычную государственную школу (родители могут потянуть частную только для старшего сына Теда) и планирует стать художником. «Если хочешь стать знаменитым, рисуй, что хочешь, но всегда подписывай работы», — советует ему дедушка Аарон (Энтони Хопкинс). Дед вообще самый близкий Полу человек, что, на взгляд ровесников Джеймса Грея из России, чьи деды не вернулись с фронта или просто умерли, не дожив до глубокой старости, большая редкость и удача. Пол не так близок, например, с бабушкой, которые в России, наоборот, помогали воспитывать уже детей своих детей. Хопкинс играет своего героя — еврея, иммигранта с Украины, с такой теплотой и мягкостью, что сложно даже искать в чертах его лица Ганнибала Лектера.
Дедушка оказывается рядом и тогда, когда Полу нужно сделать важный для своего будущего выбор. По настоянию родителей — водопроводчика Ирвинга (Джереми Стронг) и главы родительского комитета Эстер (Энн Хэтэуэй) — мальчика переводят в частную школу, где учатся отпрыски Фреда Трампа. Это означает расставание с единственным другом из старой школы, чернокожим второгодником Джонни Дэвисом, с которым Пола сближает ненависть к любой несправедливости и самодурству противного преподавателя мистера Теркелтауба. Рано или поздно под давлением семьи и мальчиков из новой школы Пол предаст Джонни, и режиссер вспоминает это событие из своего детства с горьким сожалением и обобщением до масштабов всей страны.
Почти все герои «Времени Армагеддона» (в прокате США с 4 ноября, в России фильм можно посмотреть онлайн у пиратов) в чем-то ущемлены с социальной точки зрения. Пол с его витанием в облаках совсем не пример хорошего ученика или сына (когда ему не нравится материнская стряпня, он, несмотря на ее протесты, заказывает любимые клецки по телефону). Джонни — чернокожий сирота, терпит вечные расистские оскорбления или снисхождение. Дед Аарон — еврей-иммигрант, из поколения в поколение передающий память о гонениях. У отца-сантехника комплекс, что он недостаточно хорош для своей более образованной жены. Наконец, мать-невротичка к финалу слишком погружена в переживание собственных внутренних потрясений, чтобы участвовать в судьбе оставшегося без поддержки Пола. Грей показывает нам срез нью-йоркской жизни людей с самыми разными причинами быть несчастливыми, несмотря на внешнее относительное благополучие и нормальность. Но не только: режиссер как будто ищет в своем личном и общем историческом прошлом причины, по которым судьба людей, страны и мира в целом сложилась так, как сложилась — теперь можно оглянуться на прошедшие 40 лет и признать, какие уроки не усвоены. «Время Армагеддона» на первый взгляд выглядит как ностальгическая идеализация детства, но Грей подвергает это прошлое жесткому переосмыслению, что, конечно, не обещает голливудский хеппи-энд.
Фото: Universal Pictures