, 2 мин. на чтение

Во «Всех страхах Бо» жизнь Хоакина Феникса и экзистенциальный хоррор, и черная комедия

Ари Астер — главный представитель «нового авторского хоррора», режиссер, не следующий штампам фильмов ужасов, а показывающий само человеческое существование как кошмар.

Страхи и фобии для него не повод снять очередной «Крик» или «Техасскую резню бензопилой», а попытка найти их причины в повседневной жизни. Поэтому у его кино больше сходства, скажем, с фильмами нью-йоркских интеллектуалов Вуди Аллена и Чарли Кауфмана, чем с жанром хоррора. Во «Всех страхах Бо» (в кинотеатрах с 4 мая) Астер метит еще выше, чем в предыдущих «Реинкарнации» и «Солнцестоянии», сделавших его героем для зрителей, ждущих от хоррора чего-то большего, чем просто беготни от убийцы с ножом.

Плюсы:

— жизнь Бо Вассерманна (кто лучше может сыграть ранимого невротика, как не Хоакин Феникс?) стала кошмаром уже во время рождения. «Все страхи Бо» начинаются со взгляда младенца из материнской утробы, которого выталкивают к свету, в этот жуткий мир с его воплями и скандалами. Мать Мона (Пэтти ЛюПон) кричит на врачей, что они уронили ее сына, и после такого громкого вступления мы сразу переносимся в кабинет психотерапевта (Стивен Маккинли Хендерсон), который спрашивает Бо, хотел бы он убить свою мать. Бо в ужасе отрицает это предположение, но на следующий день, опоздав на рейс, чтобы лететь к Моне, он узнает, что на нее в собственном доме упала люстра, да так неудачно, что покойницу невозможно опознать. Так начинается одиссея Бо по сошедшей с ума Америке, чтобы успеть хотя бы доехать на мамины похороны;

— в невозможности Бо доехать до матери (то его сбивает машина, то подобравшая его израненного пара никак не может его подбросить) есть что-то бунюэлевское. Невозможность что-либо сделать, несмотря на острую необходимость, преследует Бо всю жизнь, и он спрашивает себя, почему так происходит именно с ним. Во время путешествия он попадает в хиппующую секту «Сироты леса», которые разыгрывают на сцене спектакль о человеке, разлученном с сыновьями. Бо кажется, что эта пьеса о нем, и весь фильм Астера превращается в абстрактную аллегорию о тяжелом человеческом пути в поисках не то смысла, не то покоя. Но реальность не дает Бо оставаться в этом умиротворяющем мире искусства и опускает его на землю;

— Астер, который утверждает, что во «Всех страхах Бо» нет ничего автобиографического и что у него хорошие отношения с собственной мамой, слегка старомодно по-фрейдистски сводит проблемы современного человека (или только современного белого мужчины среднего возраста?) к гнету эгоистичной властной матери, чью любовь никак нельзя назвать безусловной. Это слишком простой и легкий вывод, поэтому Астер сосредотачивается на нюансах. Именно из-за жестокости и эгоизма Моны Бо стал неудачником, снимающим квартиру в плохом квартале над секс-шопом, и остался девственником, всю жизнь мечтающим о своей первой любви Элейн (ее в зрелом возрасте играет Паркер Поузи, которая, кстати, восемь лет назад сыграла с Фениксом в «Иррациональном человеке» Вуди Аллена, что делает Астера еще ближе к папе всех нью-йоркских невротиков даже на уровне кастинга);

— во «Всех страхах Бо» много смешных моментов, но Астер напоминает, что он также превосходный хоррормейкер. Когда Бо проглатывает таблетку и осознает, что не может ее запить, потому что из крана на кухне не течет вода, перед нами проявление ужаса высшей пробы, высеченного из простой бытовой неурядицы.

Минусы:

— Хоакин Феникс хороший актер, но здесь его игра сведена лишь к одному выражению бессильной беспомощности;

— Астер сводит все беды своего героя к одной лишь властной манипулятивной матери. Это обедняет фильм, все-таки на формирование человека и его решения влияют и другие факторы;

— все хорошо в меру. Даже такое кино, как «Все страхи Бо», не должно длиться три часа.

Фото: «Вольга»