Журналист газеты The Guardian Ник Дэвис (Дэвид Теннант), поседевший на этой работе, нападает на потенциальную сенсацию — взлом голосовой почты сотрудниками изданий корпорации Руперта Мердока News of the World. На дворе 2008 год, уволенный за взлом редактор Энди Коулсон — пиарщик Консервативной партии и в перспективе премьер-министра Дэвида Кэмерона. В общем, расследование, в которое жадно вгрызается Дэвис, очень серьезное, опасное и неблагодарное. Параллельно связи журналистов Мердока и полиции исследует детектив Дэйв Кук (Роберт Карлайл) — честный коп, много лет расследующий дело об убийстве частного детектива Дэниела Моргана. Поскольку сериал «Взлом» основан на реальной истории, расследования Дэйва и Ника, как и в жизни, состоят из тупиков и набитых шишек. Однако спустя годы им все же удается кое-чего добиться.
«Взлом» от ITVX — уже третий за год сериал, сценарий которого написан Джеком Торном (два других — «Токсичный город» и «Переходный возраст»). К заслугам Торна последнего времени стоит добавить также «Джой» — увлекательную и при этом деликатно рассказанную историю врача, ученого и медсестры, сделавших возможным экстракорпоральное оплодотворение. Для полноты картины отметим, что Торн также приложил руку к замечательной антологии Шейна Медоуза «Это Англия».
Сфера интересов Торна понятна: все его последние проекты складываются в своеобразный цикл кино морального беспокойства 2.0. Каждый из сюжетов Торн обязательно подводит к нравственному выводу, на каждый трудный вопрос здесь есть непростой в эмоциональном отношении, но все же внятный ответ. Однако принципиальное достоинство сценариста в том, что он будто отлично понимает: несмотря на популярность в наше время совсем уж прямолинейных поучений, их авторы редко выглядят умно. Поэтому Торн облекает беспокоящие его темы в оригинальную форму, причем каждый раз в более или менее новую.
«Взлом» разбит надвое линиями Ника Дэвиса и Дэйва Кука. Оба — реальные люди, и именно это обстоятельство не сковывает Торна (как это бывает с настоящими фактами), а, напротив, развязывает ему руки. Герой Теннанта (кстати, актер и сам стал жертвой взлома в 2017-м) постоянно обращается к камере — иногда просто корчит рожи или молча подмигивает зрителю. Одна из реплик, ломающих четвертую стену, ближе к концу будет остроумно обыграна при помощи эпизодического персонажа. В одном эпизоде за Ником следует трио музыкантов-марьячи, под рулады которых пускается в пляс Тоби Джонс. Линия Кука выполнена строже, но разбита на главы, названия которых крупно написаны на экране. Этот сюжет действительно аранжирован как современный детективный роман, в котором быту усталого сыщика уделено не меньше внимания, чем сути его расследования.
Эти и другие игровые элементы (на стенах оживают картины, перед Дэвисом время от времени сучит лапками компьютерный скарабей) позволяют не слишком упрощать сюжет, рассказывать его настолько подробно, насколько требуется. К заключительному, седьмому эпизоду внимательный зритель сможет поддержать разговор не только насчет деятельности Руперта Мердока, но и по поводу положения дел в современной журналистике вообще. У Торна и единственного постановщика шоу Льюиса Арнольда, разумеется, есть по этим вопросам вполне очевидная позиция, которую они не стесняются высказывать устами персонажей. Но даже если вы с ней не слишком согласны, «Взлом» стоит увидеть хотя бы ради актерских работ Теннанта и особенно Карлайла. В этом году он работает официальным лицом совестливых номенклатурщиков — впервые он примерил этот образ в «Токсичном городе». И за этой метаморфозой гопника Бегби из «На игле» наблюдать особенно интересно.
Фото: ITVX