«Водоворот» пытается ужаснуть зрителя, которого весь этот «Настоящий детектив» по-русски» скорее смешит
Группа оперативников накрывает наркопритон. Задержанных привозят в отделение, где следователь Краснов (Владимир Вдовиченков) устраивает допрос с пристрастием наркодилеру Шейну (Иван Макаревич). Помимо бандитов в квартире находилась одна из их жертв — без сознания. У следователя есть дочь-подросток, так что его эмоции понятны.
В это же самое время оперативник Кирилл (Владислав Абашин) обращает внимание на оказавшуюся среди забранных из притона предметов флешку. На ней видеозапись, где зафиксирован какой-то кровавый ритуал с участием крупного татуированного мужчины в капюшоне (Игорь Миркурбанов), который пытает и убивает неизвестную девицу. Ужаснувшись увиденному, Кирилл инициирует расследование, в ходе которого юный оперативник с букетом детских травм Марк (Аристарх Венес) находит расписанный рунами коллектор с десятками трупов подростков, оказавшихся ненужными никому, включая собственных родителей.
Сериал «Водоворот» — очередной собственный проект нового онлайн-кинотеатра «Кинопоиск HD». Вслед за комедиями «Последний министр» и «Проект «Анна Николаевна»» сервис взялся за расширение жанрового диапазона. «Водоворот» — нарочито жесткий триллер, стилистически (вплоть до цитат) отсылающий к «Настоящему детективу» (где тоже были сектанты и страшное видео) и фильмам Николаса Виндинга Рефна, также изобилующим неоновой подсветкой. Интернет по-прежнему дает возможность обойти цензурное законодательство, поэтому уже с первых кадров герои тут не стесняются в выражениях (кроме мата среди прочего фигурирует слово «сисяндры»). Однако первое впечатление получается отталкивающим: как будто полыхающий гормонами подросток пришел на семейные посиделки в незнакомый дом и стал, брызгая слюной, демонстрировать брутальность.
Собственно, и пакет претензий здесь формируется моментально. «Водоворот» из кожи вон лезет, чтобы выглядеть «взрослым», «драматичным» и «глубоким». По традиции, сложившейся в российском кино последних лет («Дуэлянт», «Триггер»), сериал с наскока пытается не просто напугать, а прямо-таки ужаснуть зрителя — что производит, разумеется, эффект скорее комический (среди таинственных заклинаний на стенах, кстати, оказывается почему-то слово «корова»). Однако, как это часто бывает и с подростками-акселератами, «Водоворот» все же заслуживает того, чтобы присмотреться к нему чуть внимательнее и дать второй шанс.
Уже к третьей серии нарочитой, почти китчевой «жести» становится несколько меньше, тон разговора — более ровным, а общая картина — цельной и внятной. Не в последнюю очередь это происходит благодаря работе Аристарха Венеса — безусловно, главной звезды проекта. Молодой актер показывает здесь способность обживать и оживлять даже самый чудовищный текст (в центральном монологе первой серии фигурирует фраза «Я снизу видел его член»). Именно благодаря герою Венеса история, собственно, и обретает смысл. Заключается он в том, что российское кино, кажется, пусть и неуклюже, учится наконец по-настоящему осмысливать зыбкую и вязкую отечественную действительность. Жанровый каркас «Водоворота», в котором есть и экшн, и мистика, нисколько не уводит внимание от того факта, что более острого (пусть и слегка истеричного) и при этом увлекательного социального высказывания в российском кино не было уже давным-давно.
Фото: Кинопоиск HD