, 3 мин. на чтение

Восхитительному «Рецепту любви» с Жюльетт Бинош для совершенства чуть не хватает перца

Есть люди, которые готовы смотреть вечно не только на огонь, но и на процесс приготовления еды. Французский «Рецепт любви», впервые показанный на прошлогоднем Каннском кинофестивале и вышедший в российский прокат 14 февраля, в День святого Валентина, полностью должен удовлетворить гурманов и поклонников специфического поджанра «фильмов о еде», даже если киноманы уйдут из кинозала с чувством легкого голода.

Плюсы:

— «Рецепт любви», снятый работающим во Франции вьетнамским режиссером Чан Ань Хунгом, начинается с 40-минутной сцены готовки — повариха Эжени Шатань (Жюльетт Бинош) с помощью двух соседских девушек Виолетты и Полин варит, жарит и тушит рыбу, говядину, раков, тефтели, а также гарниры и соусы к ним с профессионально отработанной, но мягкой точностью человека, знающего свое ремесло, что неудивительно: она уже больше двадцати лет готовит в этом доме под руководством судьи на пенсии месье Додена (Бенуа Мажимель). Сначала мы не знаем, кто кому и кем приходится на кухне, пока позже не узнаем, что у Додена и Эжени спокойный зрелый роман, устраивающий обоих — что может быть лучше, чем после роскошного ужина навестить умелицу-кухарку в спальне? Впрочем, Хунг не допускает в отношениях хозяина и прислуги никакой вульгарности — это скорее основанные на взаимном уважении отношения двух взрослых людей, и Эжени долго отказывается отвечать Додену на предложения стать его женой под предлогом, что не нужно портить браком идеальную жизнь. Доден вторит ей мудростью: «Брак — это ужин, который начинается с десерта», окончательно уравнивая две главные темы фильма — кулинарию и любовь;

— готовка как метафора любви и любовь как сравнение с наслаждением от высокой кухни настолько давно в кино показывается одинаково и заштампованно, что с ужасом ждешь обязательной монтажной нарезки разрезанного ножом огурца и пламенного взгляда над кастрюлей. К счастью, «Рецепт любви» обходится без пошлостей;

— впрочем, дистрибуторы фильма в разных странах сменили оригинальное название «Pot-au-feu» на более коммерчески-романтический «Рецепт любви», изменив заодно и смысл картины. По сюжету, главного героя, гурмана Додена, приглашает на ужин богатый аристократ, который кормит его до отвала, чтобы впечатлить мастерством своего шефа. В благодарность Доден приглашает принца на свой обед, но предлагает короткое меню — всего из четырех блюд, главным среди которых становится потофе, в чем сразу виден не один смысл. Во-первых, потофе вроде бы простецкое, крестьянское блюдо, не приходит первым на ум при обеде с принцем. Но дело не в самом блюде, а в том, как оно приготовлено. По легенде, потофе от вымышленного героя Додена (фильм снят по книге автора «Гастрономической Франции», писателя и гастронома Марселя Руффа «Жизнь и страсть Додена-Буффана, гурмана», написанной в 1924-м) зажило своей отдельной реальной жизнью — по этому рецепту позже готовили в самых прославленных французских ресторанах, причем не только в самой стране. Во-вторых, кажущееся блюдом для бедняков потофе в данном случае — метафора отношений Додена и Эжени — неброского, некрикливого чувства двух остепенившихся, знающих свое место в жизни людей. И, наконец, в-третьих, потофе, правильно приготовленная говядина с овощами, выполняет функцию и первого блюда, и второго. Это нежирная и полная полезных веществ еда для взрослых людей, которые способны получить удовольствие от качества продуктов и умелого приготовления и шире — от жизни. Французы умеют делать это лучше любой другой нации;

— эту идею подтверждают и другие признаки. Доден не профессиональный шеф, но его любительство достигает совершенства именно потому, что он не зарабатывает своей страстью. Та 40-минутная сцена готовки в начале фильма ведет к обеду, который Доден раз в неделю дает своим друзьям, таким же любителям качественной жизни, как и он сам. Беседы за таким обедом с ритуальными комплиментами повару, возможно, и есть та вершина процесса готовки, и он стоит того. Перед нами максимально комфортная и полезная для цивилизованного человека жизнь на свежем воздухе до начала индустриализации XX века (действие происходит в 1885 году) — недаром это время, которое больше никогда не повторится, называется belle epoque;

— очень хорошие Бинош и Мажимель в главных ролях. Бывшие любовники, прожившие вместе много лет (у них есть дочь Ханна), разыгрывают на экране историю любви, которая все никак не пройдет.

Минус:

— а вот неизвестно, можно ли считать минусом авторскую манеру Чан Ань Хунга гасить любые попытки ярких моментов в этой истории. Важные вехи здесь как будто просто перетекают из вчера в сегодня, не привлекая к себе внимания. Возможно, этому потофе не хватает специй, но, скорее всего, режиссер просто нашел его оригинальный рецепт — давнюю традицию авторской драмы, где можно просто получать удовольствие от течения времени и хорошей актерской игры.

Фото: IFC Films