Размеренная жизнь воспитательницы в детском саду Лизы Спинелли (Мэгги Джилленхол) меняется за минуту — когда она вдруг слышит, как ее подопечный пятилетний Джимми (Паркер Севак) в ожидании няни (после развода родителей мальчик живет с вечно занятым отцом) ходит взад-вперед по комнате и начитывает очень интересные стихи — о Боге, смерти и войне, то есть о вещах, о которых обычно пятилетние дети не думают.
У Лизы есть муж и двое подросших детей, но дети явно не оправдывают ее ожиданий — дочь болтает с подругами о мальчиках вместо того, чтобы развивать свое старое увлечение фотографией, а сын хочет бросить университет и, к ужасу родителей, стать военным. Понятно, что тянущуюся к прекрасному воспитательницу (она к тому же ходит на поэтические курсы к симпатичному преподавателю в исполнении Гаэля Гарсии Берналя, но без особых успехов) начинает увлекать мысль, что она открыла нового Рильке, и пытается развить его дар. Даже если придется нарушить закон.
Автор «Воспитательницы» Сара Коланджело, получившая за эту работу приз за режиссуру на фестивале Сандэнс, задает очень интересный вопрос. Может быть, человек, которого природа обделила талантом, может реализоваться в том, чтобы, забыв о себе, помочь реализоваться настоящему таланту? Сколько здесь самоотречения, а сколько — эгоизма? Герой Берналя в какой-то момент говорит Лизе: «Ты не художник, ты ценитель искусства, дилетант», — но, может, умение ценить настоящее искусство, найти его и помочь раскрыться не меньшее достижение и даже подвиг, чем выиграть дар в рулетку у судьбы?
Конечно, в поступках Лизы самопожертвование эгоистично. Она пытается наверстать собственные упущенные возможности, извиниться за свое прошлое решение не искать себя, а стать скромной воспитательницей в детском саду (где она, кстати, проработала 20 лет).
Лизу бесит, что при ее взглядах на жизнь и устремлениях собственные дети оказались типичными представителями своего поколения, увлеченными только собой, своими гаджетами и покуриванием травки у бассейна. Лиза прекрасно осознает (и проговаривает), что ей тошно жить в материалистическом мире, где поэзия (и как занятие, и как более широкое понятие) изгнана на задворки как неприбыльная, а значит, бессмысленная трата времени. Даже в своем наваждении Джимми Лиза выглядит абсолютно человечной, уверенной в том, что в случае, если талант пробьется, все ее труды и страдания будут оправданы. Суметь такое показать на экране дорогого стоит, и Мэгги Джилленхол нигде не была так хороша, как в роли Лизы.
Джилленхол должна очень хорошо понимать свою героиню. В кино ей предлагали играть подружек супергероев (что она и делала в «Темном рыцаре»), а если учесть, что ей недавно исполнился 41 год, то в эйджистском Голливуде она не годится и для таких ролей. Джилленхол — идеальная актриса, умеющая передать драму Лизы, и единственное, что может помешать вам получить удовольствие от «Воспитательницы», это то, что она идет (с 20 декабря) крайне ограниченным прокатом. Что только подтверждает — поэзия (а это все-таки очень возвышенное в хорошем смысле кино, несмотря на всю его приземленную жесткость) спросом действительно пользуется мало.
Фото: Russian World Vision