«Все совпадения неслучайны»: британский материал сопротивляется темпераменту Альфонсо Куарона
Успешная тележурналистка Кэтрин Рэйвенскрофт (Кейт Бланшетт) возвращается домой после церемонии, на которой получила очередную награду, и обнаруживает анонимную посылку. Под оберточной бумагой — книга «Идеальная незнакомка». Решив почитать ее перед сном, Кэтрин к утру испугана настолько, что муж Роджер (Саша Барон Коэн) видит супругу на кухне с горящей книгой в руках.
Оказывается, в романе описан реальный случай из юности Кэтрин, приключившийся на отдыхе с сыном в Италии. Автор — недавно скончавшаяся Нэнси Бригсток (Лесли Мэнвилл), описавшая на страницах историю гибели сына Джонатана (Луис Патридж), у которого с Кэтрин вроде бы случился адюльтер. Прислал книгу безутешный вдовец, бывший школьный учитель Стивен Бригсток (Кевин Кляйн), который считает своим последним долгом месть Рэйвенскрофтам. Книгой его тщательно продуманный план не ограничивается, так что скоро жизни Кэтрин, Роджера и их сына Николаса (Коди Смит-Макфи) начинают рушиться.
«Все совпадения неслучайны» от Apple TV+ уже назвали главным событием телесезона, и это верно, во всяком случае, на уровне выходных данных. Все серии поставил Альфонсо Куарон — для режиссера «Гарри Поттера и узника Азкабана» и «Гравитации» это первый проект за шесть лет. Прошлой работой была «Рома», за которую Куарон получил три «Оскара». Всего статуэток у него пять — еще две за «Гравитацию». Операторами сериала стали сразу два титана — Эммануэль Любецки («Выживший», «Бердмэн») и Брюно Дельбоннель («Амели» и «Фауст» Александра Сокурова). Что касается актерских работ, то это первый сериал для Кейт Бланшетт, партнерами которой стали Саша Барон Коэн и Кевин Кляйн — оба снимаются довольно редко. Пропустить такое, конечно, никак нельзя.
В качестве основы для своего первого многосерийного проекта Куарон выбрал одноименный роман бывшей журналистки Рени Найт — сложно устроенную детективную драму. В общих чертах это история об ускользающей правде и травмах, которые наносят выводы, сделанные из неполной картины произошедшего. На практике это означает крайне запутанное повествование, переключающееся между несколькими персонажами и тремя временными отрезками. Перенести все это на экран, сохранив чувство и интригу, несомненно, достойная формальная задача для автора головокружительной «Гравитации».
И да, «Все совпадения неслучайны» — это мастер-класс актерской игры и операторского искусства. У Бланшетт здесь есть несколько фантастических сцен (особенно ближе к финалу), Любецки превращает кухонную ссору в подобие видеоинсталляции, а Дельбоннель красиво снимает людей в отблесках пламени или одинокой лампочки. Кроме того, Куарон по-прежнему замечательно умеет придавать чему угодно нужную кинетическую энергию, которой вполне хватает на семь серий. Проблемой является несовпадение темперамента постановщика и строгого, очень британского материала. Уже по «Роме» было ясно, что мексиканский режиссер с возрастом все больше тяготеет к мыльнооперному пафосу, который английским актерам не очень близок. Когда ближе к финалу Бланшетт и Коэн с рыданиями валятся на колени, легко испытать явно незапланированную автором неловкость.
Драматическая зарисовка в жанре «богатые тоже плачут» требует от автора минимальной иронии, но Куарон не только смертельно серьезен, но и неуклонно прямолинеен. Из-за этого явно задуманные игривыми эротические эпизоды в середине выглядят дурной репликой из Тинто Брасса. Надо отдать должное актерам, которые на полном серьезе могут разыгрывать диалог с репликами типа «Что бы ты сделал с Кайли?» и «Сожми мои соски». Проясняющий мутную картину финал несколько сглаживает впечатление, но актерский триумф Бланшетт здесь тоже выглядит версией ее же работы в фильме «Скандальный дневник». В картине 17-летней давности у Кейт была похожая роль, однако поставленная англичанином Ричардом Эйром камерная драма была лаконичней, изящней и оттого производила куда более сильный эффект.
Фото: «Apple TV+»