Режиссер Скотт Купер снимает фильмы в разных жанрах — вестерн «Недруги», хоррор «Оленьи рога», криминальный байопик «Черная месса», но их всегда объединяет одна авторская интонация напряженного ожидания худшего.
Как бы ни расчищалось грозовое небо в любом из его фильмов, всегда на горизонте появляется новая зловещая туча, чернее прежней. Это умение в хорошем смысле видеть реальность окрашенной в угрюмые темные цвета помогло Куперу снять фильм об убийствах, после которых сам Эдгар Аллан По решил посвятить свою жизнь сочинению мрачных сюжетов и таким образом стал основоположником жанра детектива таким, каким мы его сейчас читаем и смотрим.
Плюсы:
— сюжетная затравка обещает классическую криминальную историю. В 1830-м в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк, находят повесившимся кадета местной военной академии Лероя Фрая. Сомнения в добровольности его ухода из жизни появляются не только когда находится свидетель, видевший покойника с веревкой на шее и твердо стоявшим на земле, но и после того, как уже у умершего Фрая кто-то старательно вырезал сердце. Руководство академии, которой и так грозит закрытие вашингтонским начальством, срочно вызывает бывшего констебля Лэндора (Кристиан Бэйл), который после давней трагедии, произошедшей с дочерью, ушел со службы и живет отшельником. Познакомившись с обаятельным кадетом Эдгаром Алланом По (Гарри Меллинг), сочиняющим стихи, Лэндор привлекает его к расследованию, а расследовать есть что — вскоре находят еще один труп, причем давнего соперника По, а позже пропадает еще один кадет. Дело становится все более интересным;
— грандиозная, как это часто бывает у Купера, актерская компания. Помимо Бэйла здесь появляется Тоби Джонс в роли местного врача, Джиллиан Андерсон играет его странноватую нервную жену, а Эмма Бойнтон — страдающую падучей дочь, в которую По безнадежно влюбляется. Звезды первой величины замечены даже в совсем проходных ролях — например, Шарлотта Генсбур, сыгравшая Пэтси, хозяйку таверны, куда детективы заходят надраться после тяжелого рабочего дня;
— в какой-то момент сотрудничество и собутыльничество По и Лэндора выходит на уровень настоящей искренней мужской дружбы;
— фильм снят по одноименному роману, написанному Луисом Байардом ровно 20 лет назад. В 2007-м писатель получил премию имени Эдгара Аллана По, что, судя по содержанию «Всевидящего ока», и логично, и почетно одновременно;
— потрясающая работа оператора Масанобу Такаянаги, снимавшего почти все предыдущие фильмы Купера. Можно даже сказать, что именно благодаря его камере здесь есть стиль, который кажется главным достоинством «Всевидящего ока». На втором месте — музыка едва ли не самого титулованного сегодня кинокомпозитора Говарда Шора. Вообще вся команда смотрится как группа суперпрофессионалов, объединившихся благодаря счастливому стечению обстоятельств и из уважения к Куперу;
— так как в наше время фильм без душераздирающего финального откровения, перечеркивающего предыдущий сюжет, не фильм, «Всевидящее око» (на Netflix с 6 января) выполняет этот трюк на 100%. Можно даже сказать, что у картины два финала — только расслабился после первого, как второй настигает с неотвратимостью рока и внезапностью удара дубиной по голове из-за угла.
Минус:
— такое ощущение, что Купер больше всего боится казаться торжественным и сентиментальным, как будто пытается соответствовать скупости чувств «настоящих мужчин» XIX века. Лэндор с его критикой насилия вообще и военной службы в частности выглядит как пацифист из будущего, который ненавидит или как минимум осуждает нанявших его вояк, но Купер держит своего героя в ежовых рукавицах. От этого фильм, который должен бы, по идее, вызвать у нас сочувствие и соучастие, просто формально движется от сцены к сцене и не дает себе приподняться над рассказыванием сюжета. Жаль, в руках Дэвида Финчера, например, у зрителей к финалу защемило бы сердце от пронзительности происходящей на экране истории, а тут запоминаются только снятые Такаянаги снежные склоны и одинокая фигура констебля, безучастно смотрящего на горную речку под ногами.
Фото: Netflix