, 2 мин. на чтение

Второй сезон «Террора» рассказывает о борьбе с прибывшими в Калифорнию японскими демонами

Сериалы продолжают выстраивать диковинные связи с литературой. Прошлой весной телевизионную экранизацию получил один из самых удивительных из относительно свежих романов — «Террор» Дэна Симмонса.

Бывший преподаватель английской словесности Дэн Симмонс в 2007 году издал книгу, в которой предложил свою версию событий середины позапрошлого века — исчезновения кораблей «Террор» и «Эребус», отправленных британским адмиралтейством на поиски Северо-Западного морского прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Роман Симмонса начинается как хроника, но с каждой страницей уводит героев и читателя в мир полярной готики, подталкивая к встрече с безжалостным, прячущимся до поры во льдах божеством. Продюсером десятисерийной экранизации стал сэр Ридли Скотт, а мнения зрителей, завороженных книгой, разошлись. Одни сочли экранизацию слишком, простите за каламбур, холодной и буквальной, другие выразили авторам признательность за попытку объять необъятное.

Если вернуться к связям с литературой, то решение о продолжении «Террора» удивило и заинтриговало. Симмонс все-таки не просто беллетрист, а человек, вырвавшийся за границы фантастического гетто и признанный большим писателем даже теми, кто к подобного рода литературе относится с известной прохладцей. Дописать за ним продолжение — идея не просто смелая, а вполне себе наглая. Тем интереснее — даже скептикам — оценить результат.

На сей раз действие разворачивается спустя без малого век — в 1941 году. Место действия — сначала Калифорния, а затем лагеря для интернированных японцев, бежавших в Америку в поисках лучшей жизни. Как выясняется, за собой они привели и древних духов и демонов, которые теперь портят им жизнь не хуже бомбардировки Перл-Харбора (которая происходит в первой серии). Главный герой — юноша по имени Честер Накаяма — становится свидетелем (и, как кажется ему самому, виновником) пробуждения застарелого зла, а также единственным, кто решается ему хоть как-то противостоять.

Судя по первому эпизоду, шоураннер Александр Ву (сопродюсер «Настоящей крови») прежде всего решил сохранить свойственный первому сезону неторопливый темп киноромана. Несмотря на то что зрителей встречают сразу три жертвы остающихся до поры бесплотными демонов, действие развивается неспешно. Мы знакомимся с Честером и его семьей постепенно, «Террор» пока что задает не столько интригу, сколько масштаб действия. Некоторые эпизоды, впрочем, намекают на то, что в какой-то момент эта неспешность может разразиться внезапной вспышкой кровавого трэша, пока что дремлющего под покрывающейся трещинами коркой исторического контекста.

Если говорить о том, удалось ли авторам сохранить дух симмонсовского текста, то однозначного ответа нет. С одной стороны здесь — претензия на крупную форму, с другой — концептуально все это похоже на прозу другого великого американского писателя, взломавшего жанровые догматы — Стивена Кинга. Самое, пожалуй, интересное, что уже сейчас заметно во втором сезоне «Террора» — свойственная Кингу попытка мифологического осмысления американской истории и действительности. И тем увлекательнее, что авторы сериала пользуются не исхоженными тропами луизианских болот (вспомним «Настоящий детектив»), а обращаются к новому, куда более таинственному японскому материалу. И если уж что и можно гарантировать, так это то, что заполненных чертями тихих омутов здесь никак не меньше.

Фото: AMC Studios