Геннадий Устиян

«Я не киллер» — идеальный фильм: умный, смешной, романтичный и циничный одновременно

2 мин. на чтение

«Если Вселенная нестабильна, то и вы тоже», — говорит ближе к финалу фильма своим студентам преподаватель психологии и философии в Новоорлеанском университете Гари Джонсон (Глен Пауэлл). Он знает, о чем говорит — весь фильм, снятый Ричардом Линклейтером по статье в журнале Texas Monthly 2001 года о настоящем сотруднике полиции, выдававшем себя за наемного убийцу под прикрытием, Гари лавирует между двумя личностями. Из этой случившейся в действительности истории получился просто совершенный фильм (в кинотеатрах с 16 мая).

Плюсы:

— Линклейтер прочел статью о Гари Джонсоне больше 20 лет назад и хотел ее экранизировать, но его останавливало то, что в истории скромного преподавателя Гари, подрабатывавшего в полиции и выдававшего себя за наемного убийцу по имени Рон, не было никакой драмы. Пока пару лет назад актер Глен Пауэлл не придумал своему будущему герою роман с одной из своих неслучившихся фиктивных клиенток. Красотка Мэдисон (Адриа Архона) связывается с «Роном», чтобы тот убил ее мужа-абьюзера, но Джонсон, вместо того чтобы сдать ее полиции, как остальных, уговаривает ее решить проблему бескровно — просто уйдя от супруга и начав новую жизнь. Слово за слово, у Мэдисон и Гари начинается роман, причем она продолжает думать, что он зарабатывает на жизнь убийствами, а он не спешит ее разубеждать, потому что ему все больше нравится быть этим крутым чуваком Роном. Все идет хорошо, пока бывшего Мэдисон не находят с пулей в голове, девушка становится главной подозреваемой, а Гари нужно как-то объяснить коллегам свою роль во всей этой истории;

— главная тема «Я не киллер» — легкость, с которой человек, если дать ему такую возможность, может жить двойной жизнью. По утрам задрот Гари рассказывает студентам про суперэго и Юнга, а после лекций он же, только Рон, рассуждает о расчлененке с лжезаказчиками и доводит до оргазма Мэдисон. Линклейтер с упоением подводит под чисто голливудскую жанровую путаницу в духе Любича теоретическую основу: может ли человек при желании измениться настолько, что его новая личность вытеснит старую? Как теоретик-психолог Гари в это не верит, но реальность в виде красивой женщины, которая видит его мачо-защитником, оказывается интереснее. Особенно когда нужно самому себе доказать, что его бывшая девушка, бросившая мимоходом, что Гари не способен на сильную страсть, была не права;

— фильм достигает комического пика в монтажной нарезке, где Гари увлекается своей новой подработкой настолько, что является на встречи с горе-заказчиками в разных париках, иногда даже с нарисованными шрамами и в линзах. Перед нами не просто работник, а настоящий мастер и художник;

— как это часто бывает на фильмах Линклейтера, который очень ценит импровизацию (как известно, его актеры Итан Хоук и Жюли Дельпи сами сочиняли свои реплики в трилогии «Перед рассветом» — «Перед полуночью» — «Перед закатом»), Пауэлл и Архона участвовали в написании сценария. Забавно, что в данном случае это совершенно незаметно, настолько «Я не киллер» смотрится продуманным и жанрово жестким произведением, как будто сочиненным от начала до конца одним, правда, очень остроумным человеком.

Минус:

— редкий случай, когда даже хочется к чему-нибудь придраться, но невозможно. Совершенный фильм.

Фото: Netflix

Подписаться: