Юмор «Моего ужасного соседа» высекается из неудачных попыток Тома Хэнкса покончить с собой
Обаятельнейший и милейший Том Хэнкс всю первую половину «Моего ужасного соседа» (второе название — «Человек по имени Отто», в прокате США — с 13 января, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) старается быть «поганым старикашкой» (так его называют соседи) в ремейке шведской «Второй жизни Уве» восьмилетней давности.
Плюсы:
— юмор в «Моем ужасном соседе», как это грустно ни звучит, строится на том, что главный герой Отто (Том Хэнкс), потерявший в жизни все, чем дорожил — жену и работу, не может даже довести до конца собственное самоубийство: «Я не жил до встречи с ней и не живу после нее», — говорит он о своей любимой покойнице Соне, которой регулярно докладывает о своих делах на кладбище. Доходит до того, что, решив прыгнуть под поезд, он умудряется стать свидетелем падения на рельсы другого человека, вытащить его оттуда и не только не умереть, но и стать героем местной навязчивой «соцсетевой журналистки», которая выложила его «подвиг» в интернет. Но, как правило, мешают Отто свести счеты с жизнью невыносимые соседи, которые стучат в дверь каждый раз, когда он просовывает голову в петлю или направляет на лицо ружье;
— жизненные трагедии наложили отпечаток на характер Отто — он из тех принципиальных зануд, которые следят, чтобы во двор не дай бог не заехала чужая машина, и хамят выгуливающим собаку соседкам: «Ваш муж в спортивном костюме выглядит как 14-летняя румынская гимнастка» (просто Отто занимается в жизни не тем — ему нужно было податься в стендап-комики, потому что шутит он иногда удачно);
— «Мой ужасный сосед» временами пытается поднять серьезную тему (слишком серьезную для развлекательного фильма, конечно). Покончить с собой Отто решил после того, как начальство сократило его на работе, отдав его должность молокососу, которого он же и обучил. Тема избавления от опытных сотрудников ради более молодых актуальна во всем мире, но фильм быстро отворачивается от неприятного вопроса об эйджизме и сосредотачивается на оплакивании Отто его покойной жены. Хотя о возрасте тут есть что сказать. Родившийся в 1955-м Отто — типичный бумер, мир которого материален и надежен как жизнь, которая у него была до смерти жены. «Они все делают не так, как делали мы», — ворчит он на молодое поколение, и оно слишком часто делает все, чтобы подтвердить его слова;
— у Тома Хэнкса никак не получается быть тем неприятным типом, которого швед Рольф Лассгард сыграл в первом фильме. Зато с его комедийным и драматическим опытом он отлично играет трагедию маленького человека, который находит юмор даже в самых тяжелых ситуациях. Собственно, без Хэнкса «Мой ужасный сосед» бы и не состоялся, как невозможно, например, представить «О Шмидте» с другим актером вместо Джека Николсона. Кстати, о Николсоне — «Мой ужасный сосед» напоминает «Лучше не бывает» 1997 года, где официантка и художник перевоспитывают другого сварливого зануду, сыгранного Николсоном. Такие фильмы всегда держатся на сценарных нюансах и хорошей актерской игре, и Хэнкс ее обеспечивает, даже если в сценарии отрицательный герой слишком резко и поэтому неубедительно перековывается в положительного.
Минусы:
— многих бесит голливудская привычка переснимать европейские фильмы для американцев вместо того, чтобы заставить их смотреть оригинальное кино (в американской версии у Тома Хэнкса даже появились замашки Гринча, который портит всем жизнь). Но нет худа без добра — когда аудитории ремейка нравится увиденное, она иногда начинает интересоваться первоисточником;
— сквозь умилительную интонацию истории об одиночке, которого перевоспитывает «правильное» соседское сообщество, проглядывает отвратительная современная уравниловка, требующая, чтобы все люди вели себя одинаково, и не оставляющая личности права на свободу послать подальше кого угодно;
— все бы ничего, но автор «Моего ужасного соседа» Марк Форстер все-таки не удержался и ужасно пересиропил и так душераздирающую историю. Все-таки автор «Бала монстров» и «Волшебной страны» умеет давить на слезные железы.
Фото: Sony Pictures