У главы гайанской банды Савитри Махабир (Си Си Эйч Паундер) горе — она только что похоронила застреленного и ограбленного деверя по имени Куинси. В убийстве она видит следствие наложенного на ее семью проклятия.
Чтобы уберечься от дальнейших последствий, Савитри придумывает хитроумный план. Из Гайаны в Нью-Йорк прибывают двое ничего не подозревающих парня — Ксавье (Шеи Коул) и Луи (Джеральд Джонс), которым приказано похитить подростка Джареда (Итан Стоддард). Его родители — состоятельная пара (Тимоти Олифант и Клэр Дэйнс), а дедушка — популярный повар шеф Джефф (Деннис Куэйд). План похищения включает в себя сумму выкупа, соответствующую числу Пи, рисование белых кругов в Вашингтон-парке и другие мистические действия. Однако схема дает сбой, а к происходящему к тому же проявляет интерес Мелоди (Зази Битц) — детектив Почтовой службы США.
Невероятная производительность Стивена Содерберга уже давно не удивляет сама по себе, однако многообразие художественных форм, в которых находит себя 60-летний режиссер, как минимум впечатляет. За последние два года он выпустил ретротриллер («Без лишних движений»), пандемийный технотриллер («Кими») и практически фильм-ревю («Супер Майк: Последний танец»). Качество продукции Содерберга ничуть не страдает, но все же поразительно, что параллельно с «Супер Майком» он был занят еще и минисериалом для HBO. Сценарий написал Эд Соломон («Иллюзия обмана»), с которым Стивен уже работал над «Без резких движений» и сериалом «Мозаика». К последнему, экспериментальному интерактивному шоу, отчасти отсылает и запутанный сюжет «Замкнутого круга».
Эта история изящно лишена центра тяжести, который свободно перемещается между героями. В руках любого другого автора эта конструкция забуксовала бы, просела под собственным весом, но у Содерберга все работает как часы. Он традиционно выступает в «Замкнутом круге» оператором и монтажером, добиваясь максимальной прозрачности режиссуры и крепко удерживая зрительское внимание. Отвлекаться во время просмотра не рекомендуется, однако и дополнительных усилий предпринимать не нужно. Персонажи написаны ярко и раскрываются в экстремальных ситуациях. Выпученные сквозь очки глаза и косичка Куэйда, глубоководная паника Дэйнс, липкое отчаяние Олифанта, сочетание деловой хватки и одержимости Паундер — запутаться и потерять кого-то из виду не получится даже при желании. Актерский состав подобран филигранно — для каждого из центральных действующих лиц это возможность выбраться за пределы привычного амплуа.
Содерберг и Соломон говорят, что вдохновлялись «Раем и адом» Куросавы — фильмом, в котором речь тоже шла о похищении ребенка из состоятельной семьи как жесте социальной мести. В «Замкнутом круге» эта идея многократно усложнена, все разгадки мы узнаем, вероятно, лишь 27 июля, когда выйдут два последних эпизода шестисерийного сериала. Однако уже понятно, что хроника неудачного покушения будет постепенно вскрывать грязные секреты и тайные мотивации всех персонажей поочередно. Взвинченный темп и сцены, снятые ручной камерой, помогают Содербергу сделать увлекательным очередное исследование порочной механики капиталистического общества. Мистический туман, связанный с избавлением от проклятия, добавляет и без того насыщенному действию иронии. В остроумии ответов на многочисленные вопросы сюжета сомневаться тоже не приходится. «Замкнутый круг» совсем не похож на дрейфующие в сторону мыльной оперы проекты HBO, это кино, которое удивляет, будоражит и не держит зрителя за усталого идиота, ищущего в «премиальном» телеконтенте лишь комфорт.
Фото: Max