1984-й был важным годом в истории человечества. Умер Андропов, была убита Индира Ганди, официально открыли вирус СПИД, СССР бойкотировал летние Олимпийские игры в Лос-Анджелесе, а Рейган выдал: «Я объявил Россию вне закона. Бомбардировка начнется через 5 минут».
В это же время княжество Лихтенштейн стало последней европейской страной, разрешившей женщинам голосовать (только в 1984-м!), Беверли Бернс стала первой женщиной-капитаном «Боинга-747» в мире, Светлана Савицкая — первой женщиной, вышедшей в открытый космос, а Мадонна впервые спела «Like A Virgin» на первой церемонии вручения наград MTV.
Также, считает режиссер Пэтти Дженкинс, в 1984-м Чудо-женщина Диана Принс (Галь Гадот) в очередной раз спасла мир от уничтожения (наверное, потому что показать, как его чуть не уничтожили политики, было бы слишком скучно). После событий Первой мировой прошли десятилетия, но Диана не состарилась ни на секунду — наверное, именно этим можно объяснить успех этой кинофраншизы у женщин. Сиквел начинается с умопомрачительного пролога на острове Фемискира, где юная Диана получает урок от тети (Робин Райт) и матери (Конни Нильсен): никогда не лги, даже если это тебе нужно позарез. Если бы Диана росла в России, она бы узнала о силе правды гораздо проще — просто посмотрев фильм «Брат 2».
Уже в 1980-х Диана, работающая социальным антропологом, знакомится с геммологом Барбарой Минервой (и ни разу ее не спрашивает, как она живет с такой фамилией) в исполнении комедиантки Кристин Уиг, которая готова буквально отдать душу дьяволу, лишь бы стать такой же уверенной в себе красавицей, как ее новая суперподруга. Барбара как-то слишком помешана на своей неудачливости, как будто училась у Мишель Пфайффер в «Возвращении Бэтмена» — хочется ей посоветовать сменить прическу, сходить к психотерапевту и надеть более обтягивающую одежду, что она и делает, готовясь превратиться к финалу в хищного гепарда. Собственно, все беды в фильме происходят из-за Барбары, что наводит на мысль: не стой на пути у незрелой женщины, которая решила добиться популярности. Комплексами Барбары, которую пытается обидеть каждый мужчина, появляющийся в ее жизни, пользуется мошенник Максвелл Лорд (Педро Паскаль) — он ворует у нее старинный камень, по легенде исполняющий желания.
Если вышедшая три года назад «Чудо-женщина» была о девушке, которая только начинает осознавать свою силу и место в мире, то вторая посвящена теме желаний, которых нужно бояться, потому что они сбываются. Камень исполняет желания героев фильма, но взамен что-то забирает. Так и с «Чудо-женщиной 1984» — с одной стороны, она дождалась сиквела и стала денежной кинофраншизой, с другой — лишилась того, за что зрители любили первую часть.
Помимо очень красиво сделанного соревнования на Фемискире в начале здесь есть всего пара хороших экшн-сцен. Все остальное время отдано разговорам и политике, как мировой, так и гендерной. Барбара представляет «устаревший» женский тип, который должен переродиться, чтобы превратиться в современную независимую женщину. Она ищет свою уникальность не там, где нужно, думая, что личность формируется за минуту, стоит лишь подержать в руках волшебный камень. К счастью, старшая подруга Диана пришла, чтобы спасти ее и заодно мир. Но камень разрушает и Диану. Все, что с ней происходит в «Чудо-женщине 1984» (в кинотеатрах с 14 января, в IMAX с 7 января, но на HBO Max фильм обещают выложить уже 25 декабря), можно рассматривать как метафору выбора между долгом и личным счастьем и даже договориться до того, что счастливая женщина теряет социальный статус и стимул к работе (а это совсем не по-феминистски).
Все бы это было ничего, если бы во втором фильме было столько же эффектного экшна, как и в первом. Конечно, по мысли авторов, слабая супергероиня должна вызвать у зрителей симпатию. Да, вызывает, но комиксовые супергерои должны вызывать и другие чувства тоже.
Фото: Каро-Премьер