Ярослав Забалуев

«Жена путешественника во времени» объясняет, за что эту «дамскую мелодраму» любят мужчины

2 мин. на чтение

Бывает так, что великая история любви начинается с порнографии — вернее, с ее поисков. Именно ими мотивировала 20-летняя Клэр (Роуз Лесли) свой визит в студенческую библиотеку.

Пока ей несли томик Чосера, к Клэр подошел познакомиться Генри (Тео Джеймс), с которым она тем же вечером отправилась на свидание, завершившееся в постели. Это была любовь с первого взгляда, но взгляду этому было 16 лет — впервые шестилетняя Клэр увидела Генри на лужайке за родительским домом. Причем абсолютно голого и лет на тринадцать старше. Дело в том, что Генри — обладатель уникальной аномалии, заставляющей его тело в моменты стресса перемещаться во времени в пределах своей жизни. Сам он называет это «падением сквозь время». Причем падением физическим — он буквально падает с неба, абсолютно голый. Он знает, что в будущем Клэр станет его любимой и любящей женой, обреченной на короткие и внезапно прерывающиеся встречи.

Новую версию «Жены путешественника во времени» написал Стивен Моффат — сценарист «Шерлока» и «Дракулы». То есть человек, искренне увлеченный реабилитацией низких жанров и расхожих героев. Однако для оживления этого проекта никаких специальных усилий прикладывать не потребовалось — Моффат совершенно влюблен в исходный роман Одри Ниффенеггер. Влюблен настолько, что даже использовал мотивы оттуда в «Докторе Кто», да, пожалуй, что и в «Дракуле». Роман этот в свое время очаровал и Брэда Питта, который выкупил права на экранизацию, чтобы там сыграла его супруга Дженнифер Энистон. Однако что-то пошло не так, и в 2009 году на экраны вышла «Жена путешественника во времени», где главные роли сыграли Рэйчел Макадамс и Эрик Бана. Из парадоксального романа получилась вполне заурядная и страшно сентиментальная мелодрама, которая стала любимым фильмом для трепетных барышень, но не показала, за что книгу Ниффенеггер полюбили столь достойные мужчины.

Сериал по сценарию Моффата совсем другое дело. Он сразу задает несколько центров жанрового напряжения. Это и ретромелодрама про 1990-е (когда шестилетняя Клэр впервые встречает Генри), и остросюжетный фантастический фильм, и немного романтический ситком в духе «Как я встретил вашу маму». С последним «Жену» роднят вставки, в которых герои записывают свои откровения на видео. Ситуация межвременных прыжков голышом и сама по себе задает одновременно иронический и тревожный тон, который сериал без труда удерживает на протяжении всех шести серий. Кроме того, Моффат восстановил на экране сцену, в которой 16-летний Генри занимается сексом сам с собой — поразивший многих зрителей эпизод был и в книге.

К финалу сериала становится ясна и романтическая идея, которая роднит «Жену путешественника во времени» с лучшими образцами кинофантастики. Генри из-за чего-то переживает, начинает кашлять, и вот он уже в новом времени совершенно голый. Это ощущение, если подумать, на самом деле знакомо каждому человеку, который в момент дискомфорта хотел бы оказаться в каком-то другом месте. У Генри такая возможность есть, но сама по себе счастья она ему не приносит и даже наоборот. Он вынужден бесконечно переживать не только счастливые, но и трагические эпизоды своей жизни, пока Клэр проживает их совместное приключение линейно. Все вместе дарит нам не столько головоломку, сколько сериал, которому не помешало бы продолжение. Лесли и Джеймс — отличный, невероятно органичный дуэт, каких на экране даже в наше время не слишком много. И надо сказать, что слегка скомканный финал сериала говорит о том, что Моффат, вполне возможно, размышляет о втором сезоне.

Фото: HBO

Подписаться: