, 4 мин. на чтение

«Женщина-король» создает самодостаточный мир не только без белых, но и почти без мужчин

Есть фильмы, которые вне зависимости от своей коммерческой судьбы или отношения зрителей навсегда вошли в историю как пробившие некий недосягаемый до них потолок.

Точно так же, как «Черная пантера» четыре года назад стала международным блокбастером и доказала, что картина с почти полностью чернокожим актерским составом может собрать в мировом прокате больше миллиарда долларов, теперь «Женщина-король» делает нечто похожее — на более скромном в смысле денег уровне (все-таки это не очередная экранизация Marvel, а историческая драма), но тем не менее ее успех не менее важен для понимания, как изменились вкусы зрителей и как реагируют на эти изменения киностудии.

Плюсы:

— «Женщина-король» (в прокате США с 16 сентября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов) сильно выигрывает от того, что в отличие от полностью выдуманной «Черной пантеры» с ее городом мечты Вакандой основана на реальных исторических фактах. На западе Африки действительно в доколониальную эпоху существовало королевство Дагомея, основанное в XVII веке и просуществовавшее 280 лет. Королей страны, чьей главной статьей экспорта была работорговля, охранял отряд девственниц-амазонок Агоджи — одно время его численность даже составляла 6 тыс. женщин, которые предпочли военную службу традиционной судьбе — замужеству и обслуживанию потребностей мужа. Более современного сюжета в наше время движения за права женщин невозможно и придумать, так что режиссер и чернокожая женщина Джина Принс-Байтвуд получила аж около 50 млн долларов на съемки. Она их заслужила — два года назад ее «Бессмертная гвардия» с Шарлиз Терон в главной роли доказала, что у нее отлично получается снимать экшн;

— взбунтовавшаяся против попыток родителей выдать ее замуж насильно девочка Нави (Тусо Мбеду) оказывается в отряде Агоджи, но, даже почувствовав себя среди своих, таких же независимых женщин, она продолжает нарушать правила к неудовольствию начальства — генерала Наниски (Виола Дэвис). Фильм держится на этом конфликте даже больше, чем на сложных отношениях Наниски с двором — честный и прямолинейный солдат даже не пытается найти общий язык с женами короля Гезо (Джон Бойега), что может стоить ей его милости. У Нави в свою очередь находится ухажер Малик (Джордан Болджер), сын дагомейки и европейца — первый мужчина, который не пытается ею командовать и может рассчитывать на взаимность. Таким образом, в «Женщине-короле» исторический эпос (конечно, с серьезным беллетризированным допущением) смешан с романтической драмой и даже мелодрамой об обретенных через годы родственниках;

— Джина Принс-Байтвуд как может открещивается от термина «женское кино», называя среди повлиявших на «Женщину-короля» фильмов «Храброе сердце» и «Гладиатора» — просто так получилось, что в данном случае главные героини — чернокожие женщины. Но что-то есть в том, что весь этот дорогой и важный проект придуман и воплощен женщинами (идея фильма, как ни странно, принадлежит актрисе Марии Белло, выступившей продюсером, а сценарий написала Дана Стивенс). Мужчины-режиссеры тяготеют к романтизации образов своих героинь даже в экшнах, женщины на эту чепуху сил и времени не тратят, показывая своих героинь с недостатками, которые бывают у всех;

— с того самого момента, как Виола Дэвис в 2008 году в одночасье стала звездой после «Сомнения», где сыграла на равных с Мерил Стрип, она почти никогда не разочаровывала, приподнимая над средним уровнем даже совсем уж проходной материал. Здесь на ее плечах полностью лежит ответственность за успех высокобюджетного фильма, и Дэвис не только играет полную достоинства героиню, знающую свое место и при дворе, и вообще в мире, но и находится в отличной физической форме, нападая на ничего не подозревающих врагов с победным кличем — амазонки Агоджи были знамениты своей свирепостью;

— в «Женщине-короле» показан герметично закрытый женский мир со своими обрядами и жесткими правилами. Эти сцены напоминают о том, что самым интересным куском, например, в «Чудо-женщине» было начало фильма с амазонками на Темискире. Замкнутый мир без мужчин кажется и лишенным агрессии, сестринским, и в то же время более жестким из-за рода деятельности женщин раем, обитательницы которого помнят, что могут его потерять в любую минуту.

Минусы:

— как и в «Черной пантере», в снятой в ЮАР «Женщине-короле» почти никак не задействована роскошная и опасная африканская природа, с которой герои в начале XIX века должны были сталкиваться регулярно;

— понятно, что перед нами не документальный фильм, и все же история рисует воительниц Агоджи не такими благородными, как в «Женщине-короле» — в конце концов, они были представительницами своего времени. В фильме Наниска уговаривает короля Гезо отказаться от работорговли и начать экспортировать пальмовое масло — у нее душа болит продавать собственный народ. На самом деле Дагомея стала переходить с продажи людей на производство масла только после того, как европейцы запретили работорговлю — именно с этого времени начался закат страны как независимого государства. События в фильме происходят в 1823-м, и в финале, как это водится, герои смотрят в будущее с оптимизмом. Но у Дагомеи было 70 лет на наслаждение свободой — к концу века они попали под французский протекторат. Возможно, это хорошая идея для сиквела;

— «Женщина-король» снята настолько «в целом» об Агоджи, что почти не делает акцентов ни на ком конкретно. О ком этот фильм? О генерале Наниске? Тогда, кроме пары историй, которые она рассказывает о своем прошлом, мы так и не узнаем этого персонажа настолько, чтобы ей сочувствовать. О новенькой Нави и ее выборе между родиной и отношениями с мужчиной, которым, возможно, движет комплекс «белого спасителя»? Этот выбор так скомканно показан, что непонятно, были ли у Нави хоть какие-то терзания или сомнения. В общем, «Женщина-король» в первую очередь голливудский экшн, где, как всегда, сложный герой принесен в жертву боям, так что можно назвать его новаторским по теме, но никак не с точки зрения развития кино.

Фото: Sony Pictures