Жизнь чуть лучше обычной: Джемма Артертон блистает в «Смешной девчонке»
Создатели сериала «Смешная девчонка» очевидным образом постарались отгородиться от картины про комикессу Фанни Брайс, которая принесла «Оскара» Барбре Стрейзанд. В оригинале шоу называется «Смешная женщина» (Funny Woman), однако по-русски это менее благозвучно.
К тому же роман Ника Хорнби, по которому поставлен сериал, перекликался с голливудским шедевром и лежащей в его основе бродвейской постановкой откровенно. Хорнби назвал свою книгу «Funny Girl» — вполне вероятно, что отчасти из иронических и постмодернистских соображений. Однако общего здесь мало — разве что время, свингующие 1960-е, лучезарная эпоха перед «летом любви». Однако у Хорнби и в сериале принципиально иное место — не Нью-Йорк, а Лондон.
Стартует действие и вовсе в провинциальном Блэкпуле. Барбара Паркер (Джемма Артертон) побеждает в местном конкурсе красоты и отправляется в Лондон прямо с церемонии награждения, водрузив корону на голову родной тетушки Мэри (Рози Кавальеро). Дома остается любимый отец-одиночка (Дэвид Трелфолл), а впереди — амбициозные мечты о работе на телевидении. Барбара — отчаянная поклонница телезвезды Люсиль Болл, но всегда надо с чего-то начинать. Так девушка оказывается в отделе продажи шляпок большого магазина, где сводит дружбу с Марджори из обувного (Алекса Дэйвис). В результате цепочки случайностей, чудом избежав изнасилования, Барбара знакомится с актерским агентом Брайаном Дебенхэмом (Руперт Эверетт). После ряда неудачных проб мисс Паркер, взявшая псевдоним Софи Стро, оказывается на площадке комедийного шоу «Джим и Барбара». Продюсер Деннис Махиндра (Аршер Али) не только видит в девушке будущую звезду, но и, разумеется, по уши в нее влюбляется.
Джемма Артертон — актриса с удивительной творческой траекторией. Ее первой звездной ролью была Строберри Филдс в «Кванте милосердия», однако девушка сразу поняла, что, несмотря на сногсшибательную внешность, не готова быть приложением к главному герою (даже если это Джеймс Бонд). Ее звездным часом стала «Неотразимая Тамара» Стивена Фрирза, который первым увидел в Артертон комедийный и эксцентрический потенциал. «Смешная девчонка» — новый триумф Джеммы, в который она по стечению обстоятельств сумела вложить совершенно искреннюю, во многом, как видится, личную эмоцию.
Ник Хорнби — блестящий и заслуженный мастер чуть меланхоличного, чисто британского водевиля. В его романах (самый известный — дважды экранизированный «Hi-Fi») действуют обаятельные недотепы, с которыми приятно себя ассоциировать. Особенно учитывая, что к финалу каждый из героев добивается если не успеха, то, во всяком случае, личного счастья. «Смешная девчонка» — редкая вылазка Хорнби на ретротерриторию, которую замечательным образом воплотили на экране сценаристка «Медленных лошадей» Морвенна Бэнкс и режиссер Оливер Паркер, на счету которого эпизоды «Пуаро» и «Как важно быть серьезным» с Кейт Бланшетт.
Все вместе они явно получили удовольствие от воссоздания прекрасной эпохи, когда где-то рядом бродили «битлы» и «роллинги», а за соседним столиком в ресторане можно было увидеть молодого Терренса Стэмпа. «Смешная девчонка» выстроена таким образом, что у каждого из многочисленных персонажей есть шанс выхода на первый план. С явным упоением играет старого интригана Эверетт, товарки героини мягко продвигают идеи феминизма, на съемочной площадке тепло и уютно тлеют костры амбиций. При этом авторы не перебирают с приторностью, где-то на втором-третьем плане у всех есть какая-то личная драма. Однако проживается она чуть легче, чем положено в драме, быть может, потому что кино (и книги Ника Хорнби) — это всегда жизнь чуть лучше обычной. И в случае «Смешной девчонки» в этом заезженном тезисе видится не принуждение к самообману, а что-то вроде пусть житейской, но все-таки мудрости.
Фото: Sky Original