Ярослав Забалуев

Зубастая жуть: в «Стране Лавкрафта» хоррор соседствует с роуд-муви и ретрофельетоном

2 мин. на чтение

Говорят, что после окончания «Хранителей» в декабре прошлого года боссы канала HBO раз в месяц ходят на поклон к автору сериала Деймону Линделофу с вопросом, не придумал ли он случайно второй сезон. Шоураннер, который за последний год отметился еще и отличной «Охотой», сообщает что-то неопределенное (нечто вроде «еще нет» или «думаю, думаю»). Эффектный (пусть и формально открытый) финал ремикса великого комикса Алана Мура сильно взвинтил ставки, и на сиквел лучше не надеяться.

Однако HBO не был бы главным эфирным телеканалом в мире, если бы не учел эту опасность и не встроил свой монументальный хит в некую общую концепцию. Для этой цели телевизионщики обратились к проверенным людям — Джордану Пилу, недавно среди прочего воскресившего «Сумеречную зону», и Джей Джею Абрамсу, который этим самым воскрешением (а также ремиксами и прочей гальванизацией) промышляет многие годы. Пил привел с собой сценаристку и шоураннера Мишу Грин, которая в свою очередь адаптировала под нужды канала роман Мэтта Раффа «Страна Лавкрафта». Как следует из названия, речь в книге идет о ревизии наследия великого короля ужасов, автора «Хребтов безумия» и «Зова Ктулху». Однако в центр повествования здесь (в книге и в сериале) помещены афроамериканцы, которых Говард Филлипс Лавкрафт, как известно, ненавидел всей душой.

Главный герой — слегка ушибленный Корейской войной юноша Аттикус Фримен (Джонатан Мейджорс), который возвращается в родной Чикаго, получив от отца (Майкл Кеннет Уильямс) тревожное письмо. Папаша написал, что Аттикусу следует прибыть в некий городок Ардхем, где пообещал встречу, способную изменить сыну всю жизнь. Никаких больше подробностей (да и маршрута) у парня больше нет, однако он берет в охапку дядюшку (Кортни Б. Вэнс) и подругу детства (Джурни Смоллет-Белл) и отправляется в путь сквозь совершенно негостеприимную по отношению к черным Америку. Помимо расистов всех мастей героев вскоре ожидают встречи с настоящими лавкрафтовскими монстрами, которые, судя по всему, служат белому большинству.

Абрамс далеко не в первый раз прикладывает руку к ремиксам популярных сюжетов («Остаться в живых» сравнивали с «Твин Пиксом», а «Грань» уже напрямую перепевала «Секретные материалы»), так что зрители «Страны Лавкрафта» вроде бы заранее понимают, чего ожидать. Несмотря на формальное наличие сквозного сюжета, в каждую серию зашит более или менее самостоятельный анекдот, из-за чего общий тон «Страны» балансирует между ужастиком, роуд-муви и ретрофельетоном. На практике это означает постоянные перепады тональности, которые, впрочем, удерживают напряжение и внимание. Здесь у нас бегство от зверя-шерифа, здесь что-то в духе «Зловещих мертвецов», а здесь беготня по музейным подвалам. Смелостью «Хранителей» пока что не пахнет — куда больше в сериале традиционного для Абрамса постмодернистского умиления любимыми с детства игрушками.

С другой стороны, сериал Линделофа тоже раскачивался довольно неспешно, а по голове зритель всерьез получал только ближе к концу, так что с выводами лучше не торопиться. В любом случае наблюдать за происходящим очевидно любопытно. Тем более что затеянная Пилом еще в фильме «Прочь» афроамериканская ревизия жанра хоррора имеет место и здесь. Заключается она совсем не в смене цвета кожи главных героев — расовый вопрос вещь крайне важная, но все-таки сам по себе он вряд ли может быть предметом искусства. Куда более ценно, что, как и в авторских проектах Пила, сквозь очевидные социальные комментарии в «Стране Лавкрафта» время от времени проглядывает настоящая, пробирающая до костей зубастая жуть. И парадоксальным образом именно это свойство роднит аляповатый временами сериал с произведениями безумца-расиста, подарившего фильму свое имя.

Легально «Страну Лавкрафта» можно посмотреть на «Амедиатеке».

Фото: HBO

Подписаться: