Самый популярный пост в бьюти-сообществах на фейсбуке выглядит так: «Девчонки, оригинал?», «Девушки, вы все знаете, посмотрите, пожалуйста: фейк или ок?», «Муж говорит, что пахнет не так, подделка?». Дальше эмодзи с молитвенными ручками и c десяток фотографий подозрительного флакона: анфас, профиль, снизу-сверху и рядом с цветочной вазой.
Этот кошмар — фейк или ок? — преследует огромное количество московских женщин. Не только тех, кто из соображений экономии покупает духи на сомнительных сайтах типа сексивонь.ру: парфюмерные фейки, как НЛО, замечают в самых разных местах — ЦУМе, «Иль де Ботэ», дьюти-фри Шереметьево и даже крошечных магазинах ниши, чей владелец получил на реализацию свои несчастные пять флаконов из рук самого парфюмера.
Давайте разбираться. Во-первых, конечно, не ходите на сексивонь.ру — покупайте парфюмерию у официальных продавцов и спите спокойно. Во-вторых, откуда уверенность, что на каждом шагу вам пытаются продать «жопадор» (слово, которым в парфюмерном арго называют подделки, произошло от J’Adore)? Причин у этой паранойи несколько. Вот основная: хотите вы этого или нет, но марки регулярно вносят правки в формулы своих духов — для удешевления, из-за очередных зверств IFRA (организации, регулирующей безопасное использование натуральных компонентов в парфюмерии), потому что в исходном виде духи плохо продаются и т. д. Особенно совестливые бренды честно сообщают об этом потребителю — так, на сайте канадcкой марки Zoologist аромат Panda продается с пометкой «формула 2017 года». Абсолютное большинство, впрочем, не считает необходимым посвящать вас в свою внутреннюю кухню.
Смотрим дальше. Существует живучий миф, что для России, которая не нюхала ничего слаще морковки, производитель зачем-то смешивает и разливает другую версию своих духов, пожиже и поплоше. Но держать два отдельных чана — для условной Европы и для стран третьего мира — экономически невыгодно: всегда дешевле сделать большой объем чего-то одного, чем пару небольших. Поэтому нет, духи в России те же, что во Франции или Италии. Более того, ваш аромат ничем не отличается от тестера из «Иль де Ботэ», где вы купили его неделю назад. А если кажется другим — менее стойким и шлейфовым, тихим и т. д., то вот почему: человеческое обоняние, как все инструменты эволюции, устроено практично — к запахам адаптируется очень быстро. Просто «свайпит» в сторону, как просмотренные фото в Tinder, и мозг перестает их замечать, переключаясь на более актуальную информацию. Именно отсюда растут ноги у недовольства стойкостью духов: «Спустя полчаса не чувствую на себе, явно фейк». На деле фейков меньше,чем страхов, а в федеральных сетях и дьюти-фри они не водятся вовсе.