Много лет назад Егор Летов популяризировал великую формулировку «весело и страшно». Это идеальное описание русской жизни могло бы быть слоганом Fantomas — последней работы по-хорошему безумного Алессандро Гуалтьери, создателя брендов Nasomatto и Orto Parisi.
В отличие от большинства креативных директоров парфюмерных брендов Гуалтьери собирает свои ароматы собственными нежными руками, без помощи сторонних мастеров. Парфюмерный стиль Гуалтьери, как и его самого, принято называть дурацким словом «эпатажный»: он делает громкие, стойкие, концептуальные ароматы, не слишком заботясь о комфорте конечного пользователя. «Я самовыражаюсь, работая для себя, а если кому-то еще нравится то, что я делаю, я очень рад», — говорит он сам. Для Гуалтьери крайне важна визуальная составляющая и легенда его ароматов. В отличие от многих парфюмеров он все заворачивает в обертку перформанса. Достаточно вспомнить, как несколько лет назад Гуалтьери подготовил в качестве сувенира для гостей своей московской вечеринки аромат «Красная депрессия», добавив во флакон «Красной Москвы» некий секретный ингредиент (чем страшно оскорбил пользователей русской Fragrantica).
Готовя Fantomas, Гуалтьери вышел на новый уровень нонконформизма. У каждого аромата Nasomatto есть описание, но философское, не включающее так называемую ольфакторную пирамиду: Гуалтьери настаивает, что духи сами по себе есть законченное произведение и что каждый человек должен интерпретировать их самостоятельно. Fantomas называется намеком на «трансгрессивный (или преступный — в зависимости от трактовки слова. — Прим. автора) акт, совершенный с легкостью и рафинированной точностью». Преступление, как и иллюзорность вообще сквозная тема этого аромата; в инстаграме марки его называют «агрессией против культуры потребления».
В первом рекламном ролике у лирического героя, которого играет сам Гуалтьери, взрывается голова, во втором он становится невидимым, а потом растворяется в воздухе, в третьем же окутанный дымом безликий Фантомас сообщает, что «даже после того, как я уйду, вы будете ощущать мое присутствие; некоторые сойдут с ума, остальные влюбятся». И, надо сказать, реклама редко настолько точно описывает продукт.
Fantomas совершенно не пытается понравиться. Напротив, он вызывает дискомфорт — и агрессия, и трансгрессия в описании аромата даны не просто так — но при этом жутко цепляет. «Он пахнет опасно», — говорит парфюмерный критик Дариуш Алави (Parsolaise), а комментаторы под его видеороликом подкидывают ассоциацию с разбитым ртутным градусником. Fantomas стартует запахом дыни, но не той, которую покупают на рынке в августе, а сладкой химической жвачкой, где фрукт прошел обработку воображением создателей — «ароматизатором, идентичным натуральному» (на самом деле не очень натуральному). Под дыней — перегнившая земля, металл, резина и много настойчивой амбры с мускусами, благодаря которым аромат в кожу въедается так, что не отдерешь.
Fantomas весь синтетический и даже противоестественный, но в данном случае это не оскорбление, а вовсе даже наоборот. Гуалтьери и не пытается брать натуральностью — все эти румяные фиалки в бабушкином саду, которые так любят пихать покупателям в нос многие создатели современной парфюмерии, его абсолютно не интересуют. Запахи Nasomatto рассказывают про будущее, а не про прошлое, про идею, а не про комфорт, про философию, а не про уют. Fantomas — яркий тому пример. И это, безусловно, весело, хотя еще и довольно страшно. Постапокалипсис, которого мы не ждали, но который, кажется, заслужили.