Ксения Голованова

Аромат недели: Grain de Poudre, Yves Saint Laurent

2 мин. на чтение

Grain de Poudre — последний аромат в линейке Le Vestiare des Parfums, посвященной знаковым для Saint Laurent Paris материалам и предметам гардероба.

Коллекция большая и довольно неоднозначная: есть в ней вещи оригинальные, но есть и проходные, явно сделанные для наибольшей «зоны покрытия» — вынужденный компромисс между искусством и хорошими продажами, который современные люксовые марки закладывают в основу своего парфюмерного портфолио. С выходом новых духов баланс был нарушен: искусство перевесило, весы сломались.

В переводе с французского grain de poudre вовсе не «крупинка пудры» — вопреки тому, что сообщают потенциальным покупателям некоторые парфюмерные консультанты. Можно списать ошибку на незнание, но, кажется, это вполне осознанная вольность: в России, где пудровые ароматы вроде Narciso Poudrée, Narciso Rodriguez и Météorites Le Parfum, Guerlain пользуются огромным успехом, продать человеку условную пудру гораздо проще, чем «пороховую шашку» (буквальный перевод). Или непонятное сукно, которым полвека назад Ив Сен-Лоран выстлал свою гендерную революцию — так grain de poudre переводится на самом деле.

Из мелкозернистой шерстяной ткани с эффектным блеском, чаще всего черной или темно-синей, шили и до Сен-Лорана — в основном мужские костюмы и фраки. То же сукно кутюрье пустил на женский смокинг, центральный предмет в коллекции 1966 года, которым предложил заменить маленькое черное платье. Реакция была смешанной: Глория Эмерсон, модная критикесса New York Times, обвинила Сен-Лорана в «заигрывании с молодежью», а светскую львицу Нэн Кемпнер, одетую в смокинг из grain de poudre, и вовсе не пустили в нью-йоркский ресторан Le Côte Basque  (что не помешало ей туда попасть: Кемпнер сняла брюки и осталась в одном пиджаке). Сегодня в учебниках по истории моды женский брючный костюм Yves Saint Laurent называют важным примером гендер-бендинга 1960-х, достижением феминизма второй волны — наряду с противозачаточной таблеткой. Но парфюмерия куда более традиционное искусство, чем мода: душистым унисексом вроде бы забиты все полки, а представления о том, какие запахи прилично носить женщинам и мужчинам, никуда не делись.

Женщина по-прежнему пахнет цветами и сладостями и вообще любит все, что «воплощает сладкие грани любви» (цитата из пресс-релиза Mademoiselle L’Eau Très Belle, Azzaro), а мужчина — он «непредсказуемый» и «азартный» (это уже про героя мужского Wanted by Night той же марки). Но если женщина осознанно уходит от роли ходячего букета и выбирает, скажем, холодную лаванду или дымную кожу — условно мужские парфюмерные профили, возникает диссонанс. У Calvin Klein этот смысловой разлад лег в основу парных ароматов Obssessed: ей предложили маскулинный ароматический фужер («пена для бритья», «дезодорант одногруппника», писали пользовательницы русскоязычного форума Fragrantica), ему — сладкую ваниль. Оценили не все. Но в Grain de Poudre использован совсем другой трюк: здесь одновременно прописаны и мужские, и женские парфюмерные коды, все строится на их противопоставлении. Хотите эстрогена? Вот вам фиалка в облаках мускуса, вот абстрактные ягоды, вот жирный мазок помады — не всякий мужчина сможет такое носить. «Тестостероновую» часть представляют острый перец и мокрый шалфей из маскулинного фужера — те самые штаны, в которых вас не пустят в храм вечной парфюмерной женственности. Играть в переодевания с Grain de Poudre ужасно весело: может быть, это и не самый острый социальный комментарий на тему гендера, но хороший способ что-то понять про себя.

От 10 609 руб. за 75 мл

Подписаться: