Гендиректор World Class Николай Прянишников: «Мы и есть превентивная медицина»
Фитнес-индустрию сильно лихорадит в последние годы. Даже самые крупные и всегда успешные игроки из-за пандемии понесли серьезные убытки по всему миру. В почти экстремальных условиях им пришлось искать и осваивать новые формы работы онлайн, чтобы удержать клиентов. У кого-то получилось, у кого-то нет, пришлось закрыться.
Генеральный директор сети World Class Николай Прянишников в интервью «Москвич Mag» рассказал об опыте компании в форс-мажорных условиях: чего достигли, какие ошибки совершили и какие уроки из них извлекли. А также о том, что за тренды сейчас есть в фитнесе, каким он будет в будущем и почему он становится все более популярным среди людей старшего поколения.
Сеть World Class вышла из первого локдауна, можно сказать, с минимальными потерями, хотя все клубы были закрыты. Как у вас это получилось?
Потери были и существенные, мы понесли серьезные убытки, однако выстояли и справились. За счет чего? Первое — это, конечно, опыт работы в индустрии, все-таки компании World Class 28 лет, мы лидеры рынка, у нас большой авторитет среди коллег по цеху, а самое важное — среди клиентов.
Второе — за счет умения оперативно реагировать на меняющиеся внешние условия. Как это, например, произошло с запуском наших онлайн-тренировок в марте 2020 года. Фитнес-клубы закрылись 21 марта, а уже 23-го мы запустили ежедневные онлайн-трансляции полноценного клубного расписания тренировок в «Инстаграме» и на YouTube. Только за три месяца локдауна, с марта по июнь, наши тренировки совокупно посмотрели 67,5 млн раз.
Ну и третье. За счет большого плана развития компании на ближайшие годы. Да, пандемия внесла в него много корректив, но когда он есть, компания понимает, куда движется и какие шаги предпринимает для дальнейшего развития. К примеру, у нас был план по строительству клубов, которые начали строить еще до пандемийной истории. Так вот, мы, сжав зубы и собрав последние силы в кулак, достроили эти клубы и открыли фактически сразу после первого локдауна. В итоге только за прошлый год наша сеть стала на четыре клуба больше. Я уже не говорю про франчайзинговые клубы, которых за последний год и открылось, и запланировано к открытию очень много. В том числе за рубежом, в Швейцарии и на Кипре, например. При том что многие компании на рынке стали закрывать клубы, около 20% клубов так и не открылось больше.
Из тех ошибок, что допустили, и уроков, которые извлекли из пандемии, отмечу отношения с арендодателями. Мы строим долгосрочный бизнес и заключаем долгосрочные договора. И, например, те контракты, которые когда-то были заключены в долларах или какой-то привязке к долларам, в период сильной девальвации рубля оказались очень болезненными для нас.
Выводы, которые сделали: заключать договор только в национальной валюте, а также максимально привязываться к проценту с оборота, а не большим фиксированным платежам. Они могут убить любую бизнес-модель в фитнес-индустрии. У нас красивый бизнес с большими клубами, в среднем по три тысячи квадратных метров каждый, а это высокая аренда. В период трехмесячного простоя большинство партнеров согласились не начислять аренду, а с некоторыми дошли чуть ли не до судов, потому что они требовали оплату аренды, невзирая ни на что. А с чего платить, если клубы закрыты и выручки ноль? Поэтому вели бесконечные переговоры. В большинстве случаев договаривались.
Онлайн многих выручил в пандемию. Что из своих онлайн-продуктов вы оставите в сети World Class, а от чего откажетесь?
2020 год стал тяжелым испытанием для компании, но и открыл новые возможности для роста. Когда мы запускали проект онлайн-тренировок, то не ожидали такого отклика и успеха. До миллиона человек в день тренировались с нами по всему миру — это гигантская цифра. Для сравнения: гораздо меньшее количество клиентов физически ходят в наши клубы.
Сегодня этот проект продолжает жить, хотя и не в таких объемах, как в локдаун. Его мы не планируем закрывать, и он по-прежнему останется бесплатным — это с момента его запуска было нашей принципиальной позицией. Включайте «Инстаграм» или YouTube и тренируйтесь со своими любимыми тренерами, можно в прямом эфире по расписанию, можно запускать тренировку из архива эфиров. Выбирайте, что нравится, и занимайтесь на здоровье.
Есть также опция персональной тренировки по «Зуму». Нет времени, не успеваешь в клуб — пожалуйста, подключаешься из дома и занимаешься с тренером. Такая тренировка кроме прочего еще и дешевле в два раза, чем персональная в зале.
И совсем свежая премьера — наше новое приложение WannaFit. Практически год мы над ним работали. Весь опыт, знания и навыки лучших экспертов в фитнесе, методологов и тренеров необходимо было изящно упаковать в цифровой продукт. Поэтому мы наняли специализированную компанию-партнера, потратили на это много средств и сделали этот продукт, хотя, признаюсь, было непросто. Ни у одной фитнес-сети нет своего масштабного цифрового продукта. У нас теперь есть.
Что дает приложение?
Первое — оно подстраивается под ваши задачи. То есть вы вводите свои параметры, задаете цель — похудеть, или набрать мышечную массу, или потренировать определенную группу мышц, дальше система сама предлагает вам готовые тренировки, нужно лишь ей довериться. Приложение будет напоминать, когда пора тренироваться, будет спрашивать, довольны ли вы тренировкой, хотите ли повысить уровень сложности или, наоборот, сделать полегче и т. д.
Вы знаете, я сам был поражен, как хорошо все получилось. Приведу пример. Установил себе приложение, решил попробовать сделать упражнение на ягодицы. Обычно как: нужна штанга, хорошие гантели или что-то еще. Я, честно, не понимал, как можно стоя перед смартфоном, без тренажеров что-то толковое изобразить. Так вот, на следующий день чувствую: ягодицы прямо хорошо проработаны и благодарят за упражнения.
Наши тренеры — лучшие спецы и тщательно потрудились над методикой. Комплексы упражнений предваряет правильная разминка, там правильный уровень нагрузки, правильное чередование упражнения и отдыха. В итоге получается 40 минут очень продуманной и эффективной тренировки.
Фактически теперь, чтобы выглядеть хорошо, нужно просто скачать наше приложение и начать регулярно тренироваться. Стоимость приложения более чем гуманная, порядка 300 рублей в месяц. В наших планах вообще выделить онлайн-направление в отдельное направление бизнеса.
Многие во время локдауна занимались дома, рассказывали, как все хорошо, но как только открыли клубы, все пошли туда. Значит, не так интересно тренироваться дома онлайн…
Заниматься фитнесом самостоятельно можно и нужно, тем более что World Class делает все, чтобы эти занятия были полезными и эффективными. Только для большинства людей, и наших клиентов в частности, онлайн-занятия все же никогда не заменят походы в офлайновый фитнес-клуб. Причин тому много.
Для людей очень важна социализация, особенно сейчас. Ощущение комьюнити, живое общение, которое в наше время становится новой роскошью.
Какие тренажеры дома ни поставь, это никогда не сможет сравниться с профессионально оборудованным фитнес-клубом. Большой выбор самых современных тренажеров, реформеры для пилатеса, различные приборы, анализирующие физические возможности организма, и прочее. Бассейны и сауны, наконец. Плюс возможность консультироваться и проходить различные виды терапии у наших спортивных врачей — в клубах World Class есть и такое. Отдельный мир — процедуры и ритуалы красоты в наших спа-салонах. То есть тренироваться можно и нужно везде, но, делая это в клубе, получаешь массу преимуществ.
А как «ковидная история» повлияла на популярность разных видов тренировок? Появились какие-то новые тренды?
После локдауна в клубы вернулось на 20–30% меньше людей. Потом какая-то часть еще возвращалась. Зато те, кто вернулся, по нашим наблюдениям, стали заниматься в среднем на 20% чаще и больше.
Еще отмечаем появление новой категории клиентов, для которых пандемия сработала как тумблер: «О, нужен иммунитет, чтобы справиться с болячкой, не заболеть или, если заболеть, чтобы организм справился. А как я могу повысить свой иммунитет? Конечно, регулярными занятиями спортом». А где у нас в стране можно заниматься спортом круглый год? Учитывая климатические особенности, главным образом в клубе. Получается, что многофункциональный фитнес-клуб — это своего рода храм иммунитета.
Был небольшой процент клиентов, которые из-за пандемии, страха, неопределенности, финансовых проблем приняли решение вернуть деньги за свои контракты. А те, кто остался с нами, получили автоматическое продление своих карт на тот период, что клубы были закрыты, и сейчас продолжают тренироваться.
Что касается фитнес-предпочтений, то наблюдаем рост интереса к тренировкам на свежем воздухе. В нашей сети круглый год работает целое направление аутдор-программ. Недавно мы даже открыли целую аутдор-студию Club House by World Class в Одинцово. Там можно попробовать самые разные тренировки, от бега до лыж. Также растет спрос на персональный тренинг, ну и групповые тренировки по-прежнему в топе.
Российский фитнес как-то отличается от западного?
Лет пятнадцать-двадцать назад мы, конечно, отставали. World Class в свое время был первой компанией, которая открыла современный фитнес-клуб в России. Сейчас мы можем смело говорить, что держим уровень высоких мировых стандартов, а по многим показателям даже лучшие в мире. Например, если возьмем процент персонального тренинга от общей выручки, мы пятые в Европе! Это очень крутой показатель. Почему это произошло? Потому что 28 лет мы оттачивали мастерство, набирались опыта, строили правильные с точки зрения функциональности и наполнения клубы, обучали тренеров. В итоге у нас получилась лучшая команда тренеров высочайшей квалификации. При этом мы не расслабляемся. Следим за мировыми новинками, ездим на конвенции.
Наши партнеры — мировые лидеры в производстве оборудования. Они всегда демонстрируют нам новинки, что-то дают на тестовый период. Наше преимущество еще и в том, что в клубах можно получить целый спектр услуг в области фитнеса и смежных с ним областях: спортивной медицине, велнесе, красоте, спортивном досуге, спортивных путешествиях и т. д.
Недавно меня поразил комментарий в соцсетях: кто-то написал, что перед тем, как прийти в фитнес-клуб, надо еще потренироваться, чтоб получше выглядеть. Хочу сказать всем нашим потенциальным клиентам: пожалуйста, не стесняйтесь ничего. Приходите к нам в любой форме. Мы ведь и созданы для того, чтобы помочь вам получить лучшую версию вашего тела, сделать вас здоровее и увереннее в себе. Поэтому первая задача, которую я ставлю перед командой — бережно и с особенным вниманием относиться к тем, кто только начинает свой путь в фитнесе, создавать для них комфортные психологические условия.
Понятно, что фитнес-индустрия не будет прежней. Пандемия, новые технологии на нее сильно повлияли. Какой, по-вашему, она будет?
Фитнес-индустрия будет все больше диджитализироваться. Активное развитие этого процесса мы наблюдаем уже сегодня. Фитнес-тренажеры и гаджеты будут становиться все умнее, смогут регулировать процесс тренировки, заменяя тренера.
Однако в клубах все будет еще интереснее и увлекательнее, будут появляться новые программы, мероприятия, челленджи. Соответственно, и технологии будут стимулировать процесс. А вообще я верю в позитивный рост индустрии. Потому что сейчас мы в тренде, как никогда. Все больше людей задумываются о своем здоровье, пересматривают питание, физическую активность, отказываются от вредных привычек. Жизнь же прекрасна! Так давайте жить дольше, повышать качество жизни. Зачем болеть и плохо себя чувствовать, когда можно быть здоровым и наполненным энергией. Фитнес и спорт в этом деле большие помощники. Мы, собственно, в некотором смысле превентивная медицина.
Что бы вы сказали человеку, который хочет пойти на спорт, но все время откладывает, ищет отговорки и причины не пойти: устал, голова болит, погода плохая. У вас есть какой-то работающий совет или формула мотивации? Ваша личная, она какая?
Я над этим много думал, потому что в этом и есть задача нашего бизнеса — настраивать и мотивировать людей. Вот в ресторан сходить — это всегда в удовольствие, пришел, вкусно поел, отдохнул, все довольны. А у нас за свои же деньги надо еще напрягаться и потеть. Поэтому знаю, как сложно уговорить себя на спорт. И все же у меня есть несколько советов.
Прежде всего нужна мотивация, а она в простом — здоровье, красоте, энергии для новых свершений. Далее нужно преодолеть этап, когда придется себя заставлять, сформировать график тренировок и следовать ему. Вот здесь очень важно перетерпеть и не свернуть с пути. Потом выработается привычка и все пойдет по плану. В начале этого пути очень помогают тренеры, они выступают мотиваторами. Особенно это ценно в те моменты, когда хочется послать все к черту и пропустить тренировку. И, конечно, персональный тренер в разы повышает эффективность тренировочного процесса. Следующее важное: не переусердствовать и не перенапрячься. Потому что правильная тренировка — это тренировка с удовольствием. Двигайтесь маленькими шажочками, не ставьте перед собой сразу непосильные задачи. Начинайте с одной тренировки в неделю, потом добавьте вторую. Большая цель и маленькие шаги — вот правильный подход в этом деле.
Фото: предоставлено пресс-службой компании World Class