Мария Ганиянц

«Мы подталкиваем к изменению привычек» — владелец healing-отеля Green Flow Александр Тертычный

9 мин. на чтение

Healing-отели — новый мировой тренд осознанного подхода к жизни и отдыху, без санаторного уклона в медицину и аскез ретрит-центров. Сейчас во всем мире работает больше сотни healing-отелей, и их цель не «вылечить» гостя, а создать условия для дальнейшей трансформации человека в сторону здорового и гармоничного образа жизни — такое пассивное оздоровление без принуждения.

«Москвич Mag» поговорил с владельцем первого отечественного healing-отеля Green Flow на курорте «Роза Хутор» Александром Тертычным о том, что отличает концепцию healing от wellness, продают ли там алкоголь и вынуждают ли сидеть на диете и во сколько обойдется строительство healing-отеля с нуля.

Что такое healing-отели и когда они появились?

Ассоциацию Healing Hotels of the World в середине двухтысячных основала немецкий отельер Энн Бигинг, которая хотела создать такое пространство, где люди могли бы исцеляться не только и не столько в телесном смысле, но через изменение мировосприятия и отношения к себе и своей жизни.

Не через жесткие оздоровительные программы и практики, а ненавязчиво, путем погружения в атмосферу гостиницы, которая сама подталкивает человека к тому, чтобы нащупать свой путь.

Что отличает healing-отели от spa и wellness-отелей?

В spa или wellness-отелях и даже в советских санаториях оздоровительные процедуры идут как бы в дополнение к проживанию. Там ты можешь докупить себе курс обертываний водорослями и грязями, или выбрать процедуры массажей, или сесть на диету и пропить курс минеральных вод. В healing-отеле все строится вокруг оздоровления и исцеления человека, сам отель сделан как исцеляющее пространство, место, где можно побыть в тишине, перезагрузиться, где тебя ничего не раздражает и никто не тревожит и тем более не навязывает никаких услуг, никуда не заманивает, ни на процедуры, ни на мероприятия.

В отелях из ассоциации The Healing Hotels of the World должны быть ретриты, необычные процедуры, связанные с локальным местоположением, органическая кухня, часто натуральная косметика. Располагаются они обязательно в местах силы, часто это большая территория в окружении природы.

Наша задача не продать услуги, а мягко подтолкнуть человека к изменению привычек, дать ему нужную информацию, наметить какие-то траектории. Гость сам выбирает, хочется ли ему пройти курс детокса (информационный детокс включен — телевизоры есть только в номерах), записаться на йогу или тибетские чаши, на медитацию или рисование, или ему ничего не надо, просто приятно будет в тишине погулять по горам, а потом сходить в бассейн и на массаж.

И сотрудников мы подбираем не только гостеприимных и дружелюбных, но и очень эмпатичных и тактичных, которые понимают, когда нужно помолчать и тихо проскользнуть мимо, а когда можно поздороваться и даже остановиться мило поболтать с гостем. Этому, кстати, не учат на тренингах в международных отельных сетях, где все отлажено как часы. Там люди работают по скриптам и отработанным методикам, шаг в сторону вгоняет их в ступор. А у нас ценится неформальное отношение. Вышколенный стафф из пятерок просто не впишется, потому что в нашем отеле персонал больше, чем просто персонал, это суперважные люди, которые создают атмосферу отеля. Но и платим мы персоналу выше рынка, всех нанимаем только в белую, кормим теми же блюдами, что и гостей.

Гостей не пытаются лечить, ограничивать или всеми способами расслаблять, а вместо этого показывают, что правильный образ жизни — это интересно, комфортно, вкусно и приятно.

Кстати, членом ассоциации Healing Hotels of the World нельзя стать, просто заплатив денег, как это часто бывает. Сертификация отелю присваивается по ста показателям, большая часть которых как раз касается качества сервиса и всего того, от чего непосредственно зависит комфорт. Среди первоочередных пунктов — тишина в комнате и в отеле (даже при загрузке 90% такое впечатление, что людей нет), идеальные подушки и белье, пространство отеля, продуманное до мелочей и организованное так, что ничего не напрягает, свежая и здоровая еда (у нас дважды в неделю шеф лично выбирает продукты на рынке), никаких оптовых закупок вслепую. Не менее важны и природа, и виды, которые открываются из отеля.

А почему вы решили открыть Green Flow на курорте «Роза Хутор» именно как healing-отель? Туда же в основном едут на горнолыжный курорт — кататься на лыжах и пить глинтвейн.

Здесь с декабря по март действительно живут в основном горнолыжники, но вот в остальное время люди приезжают именно за нашей концепцией. Оказалось, что такой формат очень востребован, у нас круглый год полная загрузка, порой я даже близким друзьям не могу выбить номер.

В 2017 году, уйдя из транспортной нефтяной компании, я решил заняться реновацией отеля на курорте «Роза Хутор». У моего папы незадолго до этого нашли онкологию, и я задумался о создании места, где люди могли бы перезагрузиться и оздоровиться, осознать ценность своей жизни настолько, что у них появится желание менять привычки — не чтобы лечить последствия, а чтобы предупредить болезни.

Когда сотрудники нашли эту ассоциацию — случился match. Я понял, что концепция healing, где гостей не пытаются лечить, ограничивать или всеми возможными способами расслаблять, а вместо этого показывают, как работает холистический подход, что правильный образ жизни — это интересно, комфортно, вкусно и приятно.

В отеле есть отличная термальная зона с бассейнами, таежной баней, хамамом и арома-парной, где можно провести время, практически не сталкиваясь с другими гостями. Такое пассивное оздоровление без принуждения. Приедет человек, поживет у нас и задумается, что, оказывается, можно жить по-другому. Да, на завтрак не будет пережаренного бекона, но меню будет суперразнообразным и вкусным.

Кстати, я большой поклонник бань именно с точки зрения оздоровления организма на всех уровнях. Хорошая баня не только перезапускает организм и очищает тело, но и снимает информационный мусор. Год назад у нас открылся еще один проект — термальный комплекс Green Flow Lakhta Park в Санкт-Петербурге, где работает 12 разных видов бань — и русские, и хамамы, и сауны, есть две купели — одна щелочная (это как живая и мертвая вода), бассейн с минеральной водой, тренажерный зал и куча еще всего. Там за три-четыре часа можно очень круто перезагрузиться.

А алкоголь в отеле есть? Можно ли получить шампанское на завтрак и что вы делаете с пьяными новогодними компаниями?

В баре алкоголь есть, и очень качественный. Правда, игристое на завтрак не подают, но если попросите, то вам его, конечно, принесут. Healing-отель в отличие от большинства гостиниц не зарабатывает на алкоголе. Это лишь опция, чтобы гостям было комфортно.

С пьяными компаниями нашему отелю везет в том смысле, что их нет. За все годы работы Green Flow мы лишь один раз были вынуждены вызвать для перебравших гостей, которые мешали другим, полицию. Но это исключение. А вот в Green Flow Lakhta Park наш гастробар alcohol free, там вам не нальют.

Во сколько обходится членство в ассоциации и не выкинули ли ваш отель после 24 февраля 2022 года?

Мы платим 15 тыс. евро в год. И нет, нас не исключили из ассоциации, я регулярно летаю на саммиты, которые она проводит, и ежегодно к нам прилетают ее члены проверять работу отеля. Правда, пока новые отели из России в ассоциацию не принимают. Надеюсь, правда, что наши отели — сейчас строим проект на базе фермерского хозяйства в Калужской области и на Байкале — все-таки туда попадут, потому что у компании есть действующий договор, в котором это прописано.

Как в целом санкции отразились на индустрии гостеприимства? Что сейчас происходит на этом рынке? Есть ли хорошая мебель, качественный гостиничный текстиль, что, в конце концов, с шампунями и мылом, которые в первоклассных отелях раньше везли из Европы?

Если мы говорим про формат healing-отелей, то одно из основных правил — максимально интегрировать местную культуру, подключать локальных производителей интерьеров, готовить из местных продуктов, так что на Байкале в меню будут блюда бурятской кухни. Косметика у нас с самого начала была Natura Siberica и L’Occitane.

Но в целом санкции пошли на пользу внутреннему туризму — народ летит сейчас не в Альпы, а в Сочи. За последние два с половиной года куча людей поехали путешествовать на Камчатку, Алтай, в Карелию. Это дало мощнейший толчок для развития гостиничного бизнеса — очень много новых гостиниц различных форматов строится по всей стране. И наконец-то государство начало вкладываться в современную инфраструктуру. Раньше все паразитировали на оставшейся советской, а в каких-то регионах ее и вовсе не было, так как их не рассматривали как туристические направления. Сейчас это меняется.

Сколько стоит в нынешних условиях построить с нуля отельный комплекс? И как быстро можно отбить инвестиции?

На Байкале строим отель с нуля — 7 гектаров и 153 номера (в проекте еще один корпус на 96 номеров). Там будут серьезные оздоровительные программы (в том числе зона бальнеологии, бассейны и медицинские кабинеты), несколько ресторанов и гастробар. Текущие инвестиции — 2,7 млрд рублей. Окупаемость проекта, который, как я надеюсь, примет первых гостей в январе 2026 года, составит 10–12 лет. Это длинные деньги, но мы можем это себе позволить во многом благодаря программе субсидируемой ставки, которую государство приняло три года назад. Если заявку на проект строительства отеля одобряют в Минэкономразвития, то субсидируемая ставка составит 8,5% вместо стандартной 19%. Именно эта программа подстегнула строительство отелей по всей стране. У нас есть еще несколько проектов оздоровительных резортов, которые мы подаем на программу субсидированной ставки. Загородный курорт в Калужской области (гостиница на 140 номеров и 200 гектаров — агрохозяйство), где мы восстанавливаем старинную усадьбу и развиваем органическую ферму, чтобы гости healing-отеля питались только свежими натуральными продуктами.

В целом санкции пошли на пользу внутреннему туризму — народ летит сейчас не в Альпы, а в Сочи. Куча людей поехали путешествовать на Камчатку, Алтай, в Карелию.

В планах построить отели на Сахалине, в Хибинах и на Курильских островах, ждем, когда власти построят инфраструктуру на Камчатке. Сейчас запустили стройку оздоровительного центра в Новой Москве, привлекли под это дело инвесторов и создали закрытый паевой инвестиционный фонд (ЗПИФ), который выпустили на Мосбирже.

Кстати, срок окупаемости у healing-отелей меньше, чем у обычных, так как они меньше зависят от сезонного спроса — этот формат востребован круглый год и средняя загрузка выше на 10–15%. Кроме того, если отель загружен круглый год, то нет сезонной текучки кадров (хотя, если честно, текучка все равно есть), что для подобного формата отелей очень важно. Кроме того, формат healing-отелей хорош тем, что может заходить в самые отдаленные места.

А почему у вас текучка кадров? Если вы так хорошо о персонале заботитесь?

90% линейного персонала отеля не местные, не из Сочи. Это молодые ребята, которые приезжают в отель и работать, и наслаждаться жизнью в красивых местах: зимой кататься на лыжах, летом купаться в море. Потом они просто выбирают другую локацию и перемещаются туда. Вот буквально на днях мне сказали, что отвалились две позиции: одна девушка в Санкт-Петербург уехала учиться, вторая переехала с парнем в Москву.

Вы отбили вложения в Green Flow на курорте «Роза Хутор»?

Да, отель открылся в 2017 году, и мы уже все инвестиции вернули. Но в этом отеле у нас здание в аренде на 13 лет, его не строили заново, а реконструировали под наш формат.

У вас нет опасений, что вот закончится срок аренды и собственник скажет: идите-ка вы отсюда, я сам буду отелем рулить?

В жизни всякое бывает, но Green Flow — наиболее эффективное использование здания с точки зрения операционки для такого сложного объекта. Вряд ли какой-то другой проект будет лучше работать, чем мы.

Когда вы бываете в оздоровительных отелях за границей, на что прежде всего обращаете внимание?

У меня уже своеобразная профдеформация — я подсматриваю какие-нибудь фишки и потом внедряю их у себя. Например, в отеле на 140 номеров в Итальянских Альпах в низкий сезон работали всего пять человек, и все они могли заменить друг друга. В том же отеле подсмотрел фишку, которую сделаем на Байкале — в каждом номере есть краник с питьевой водой, а значит, все эти бутылки с водой больше не нужны. Вроде банальная вещь, но я такого раньше нигде не встречал.

Венгерский отель Melea стоит на знаменитых термальных источниках и использует воду в своих программах. Просто приехать на воды не получится — попадая сюда, человек подключается к индивидуальному треку, составленному по его личным показателям здоровья, который включает инновационную аппаратуру для терапевтических и реабилитационных процедур, оздоровительную кухню из органических продуктов и прочее. The Retreat в Коста-Рике расположен у подножия вулкана, и его спецификой является интеграция местных условий в healing-программы. Например, в оздоровительный аюрведический комплекс включены ванны из вулканической соли. Тут можно пройти и узкоспециализированные программы, например Emotional Healing&Recovery — для тех, кто не может справиться с тревогой или психологической травмой. А в итальянский Palazzo di Varignana приезжают за «пятью столпами здоровья» ведущего мирового эксперта в области здорового сна доктора Аннамарии Аквавивы. В основе этих программ — внутренняя гармония, сбалансированное питание из продуктов, выращенных на огромной территории поместья, физические упражнения, качественный сон и косметические процедуры. Аннамария считает, что полная аскеза мешает здоровому сну, поэтому в отеле есть три изумительных гастрономических ресторана и свой винный погреб с роскошной коллекцией вин.

Фото: предоставлено пресс-службой

Подписаться: